Найти тему
Галина Маркус

Любить актера. Киносценарий. 5

КОМНАТА ИРИНЫ — ДЕНЬ

Ирина входит в комнату, следом за ней — Брюсов уже без пальто, радостно-возбуждённый, в руках у него ключи от машины.

БРЮСОВ
Соседа твоего встретил — ведро выносил. Здоровается уже. Попросил автограф на тельняшке, я обещал в другой раз.

(начало - 1, 2, 3, 4)

Ирина, повернувшись к нему спиной, перекладывает вещи на диване с места на место. Вид у неё расстроенный.

БРЮСОВ (насторожившись)
Что-то не так? Надеюсь, не передумала?

ИРИНА
Не знаю.

Брюсов подходит к ней, разворачивает лицом к себе и внимательно смотрит в глаза. Ирина пытается отвернуться и отвести взгляд. Брюсов, нежно прикоснувшись рукой к её щеке, поворачивает лицо Ирины обратно к себе.

БРЮСОВ (настойчиво)
Ну, и…? Говори, что случилось.

ИРИНА
Ничего… просто неприятный разговор…

БРЮСОВ
Тебе что-то сказали?
(
пауза)
Так. Ириш… давай договоримся. Лучше спроси у меня прямо, чем верить сплетням.

ИРИНА (неохотно)
Подруга… Она знакома с вашим вторым режиссером в театре… Михаилом. Оказывается, в вашем кругу уже говорят…

Ирина замолкает, Брюсов упорно ждёт.

ИРИНА
про… про… в общем, про меня и…

БРЮСОВ (перебивая)
Ну и что? Тебе-то чего?

ИРИНА
И… про Лизу. Я ничего у тебя не спрашивала эти дни, но… говорят, Лиза расстроена.

БРЮСОВ
Не пойму, ты за неё, что ли, переживаешь? Ну, теперь-то хоть убедилась, что ты — «не одновременно»?

Брюсов пытается поцеловать Ирину, но она отворачивает лицо.

БРЮСОВ
Это не всё?

ИРИНА (выдавливая)
Вроде как у тебя… это не в первый раз, с Лизой, и что после… ты опять…
(
с отчаянием)
Что вот недавно как раз так и было!

Ирина поднимает глаза на Брюсова — в глазах у неё болезненный вопрос. Брюсов отрывается от Ирины и начинает ходить по комнате.

БРЮСОВ
Угу… Бред собачий! Хочешь расскажу? Ну, хочешь? Не думаю, что тебе понравится, но, чтоб ты успокоилась…

ИРИНА
Расскажи, как есть.

Брюсов останавливается и поворачивается к Ирине.

БРЮСОВ
Лиза с детства в околокиношных кругах. В актрисы не вышла, но пропиариться умеет. Ей навесили статус «официальной девушки Брюсова», и она решила, что имеет на меня какие-то права. Одно время я позволял ей так думать, но себя-то считал человеком свободным.
(пауза)
Несколько раз я встретился с другой девушкой, актрисой. Лиза устроила скандал и пожаловалась… всем, кому только можно. На её счастье, с той девушкой у меня не сложилось. Ну и Лизку пожалел потом, вот и всё «возвращение». А срослось бы с другой…

Брюсов останавливается напротив Ирины, смотрит на неё.

ИРИНА (поморщившись)
Но ты же любил её? Лизу? Иначе что вы так долго делали вместе?

БРЮСОВ (неохотно)
Она красивая очень, ты же видела фотки. Выходить с ней в общество было комфортно. Выходы она любит. Затаскала по тусовкам, отсюда и снимки. Мне эти тусовки всегда были по барабану.

ИРИНА
Понятно…

Брюсов подходит к ней снова, пытается обнять. Ирина высвобождается из его рук и отходит, но Брюсов снова ловит её в свои объятья, заглядывает ей в глаза.

БРЮСОВ (ласково)
Чего тебе понятно? Я потому и не рассказывал всю эту шелуху, знал, что так отреагируешь.
(твёрдо)
А теперь послушай внимательно. Я сам не понимаю, чем жил до тебя. И только сейчас чувствую себя собой.

Ирина молчит.

БРЮСОВ
Не веришь? Я тебе докажу. Собирайся, поехали.

Ирина растерянно стоит посреди комнаты.

БРЮСОВ (оглядевшись)
Так. Эту сумку брать? Ещё что-нибудь?

Брюсов смотрит на вещи, разложенные на диване.

БРЮСОВ
Слушай, а давай, купим тебе чего-нибудь новенькое?

ИРИНА (хмурится)
Зачем?

Ирина переводит взгляд на разложенные на диване вещи, мрачнеет.

ИРИНА (продолжает)
Чтобы тебе было комфортно выходить со мной в общество? В моём виде что-то не так?

БРЮСОВ (отмахивается)
Не придирайся к словам. Всё нормально, у тебя хороший вкус. Просто хочу сделать тебе приятное. Есть пара отличных местечек. Хочешь?

Брюсов подходит к Ирине, ласково гладит её плечо.

ИРИНА
И сколько там шмотки стоят?

БРЮСОВ
Не заморачивайся. Могу я подарить своей девушке красивую дорогую вещь?

ИРИНА
Нет, не можешь. Я не стану одеваться за твой счёт.

Брюсов недовольно хмурится, опускает руку, смотрит на Ирину.

БРЮСОВ (с прищуром)
Мы бедные, но гордые?

ИРИНА (легко)
Ага. Так что подумай, хочешь ли показывать меня своим киношникам.

БРЮСОВ
Нет, не хочу. Хочу тебе показать своих киношников. А они пусть завидуют. Тебя как представлять — как поэта или как экономиста?

ИРИНА
Как дурочку.

БРЮСОВ
Договорились.

Брюсов решительно начинает укладывать Ирины вещи в сумку.

БРЮСОВ (оглядываясь на Ирину)
Надевай тёплую куртку. К вечеру обещают снег.

ШОССЕ — ДЕНЬ

Джип Брюсова едет по шоссе. Со стороны улицы видно: Ирина сидит рядом с Брюсовым, из машины слышна музыка, Брюсов что-то говорит Ирине, поворачиваясь к ней и широко улыбаясь. Ирина тоже улыбается. Вид у неё счастливый.

СУЗДАЛЬ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА/ ДЖИП БРЮСОВА В ДВИЖЕНИИ — ВЕЧЕР

На улице уже темно, джип Брюсова проезжает по Суздалю, мимо монастырей, церквей и одноэтажных деревянных домов. Ирина с любопытством смотрит направо, налево, оглядывается назад, глядя в окно. Весь город залеплен белым снегом, белые деревья, белые церкви.

ИРИНА (завороженно)
Белая сказка…

Джип проезжает Суздаль насквозь, поворачивает налево и подъезжает к большому гостиничному комплексу с названием «Гостинично-туристический комплекс «ТУРЦЕНТР».

СУЗДАЛЬ — НОМЕР В ГОСТИНИЦЕ — ВЕЧЕР

Брюсов с Ириной в верхней одежде входят в свой гостиничный номер. Брюсов пропускает Ирину вперёд, заносит в номер и ставит на пол сумки. Ирина начинает снимать зимнюю куртку, Брюсов помогает ей.

Под курткой у Ирины по-прежнему блузка на пуговичках и тёмные брюки. Брюсов забирает у Ирины куртку, вешает её на вешалку у дверей. Снимает своё пальто и тоже вешает.

Пока Брюсов вешает одежду, Ирина проходит из маленького коридорчика в гостиную, оглядывается по сторонам, рассматривая номер: это красиво обставленная комната-люкс, с диванчиком, телевизором на стене, журнальным столиком, двумя креслами.

Из гостиной идёт дверь в спальню. Дверь в спальню приоткрыта, Ирина видит край двуспальной кровати, застеленной шёлковым покрывалом. Ирина отворачивается.

БРЮСОВ
Ну, по-моему, неплохо, да?

Не глядя на него, Ирина поднимает с полу свою сумку, ставит её на диван в гостиной, расстёгивает.

БРЮСОВ
Потом разберём шмотки, Ириш. В семь мы должны быть на ужине…
(смотрит на часы)
Все уже там, наверное…

Ирина испуганно поднимает глаза на Брюсова.

ИРИНА
Как — все? Там будут все?

БРЮСОВ (успокаивающе)
Можем не ходить в ресторан, закажем в номер.

Подходит к журнальному столику, берёт со столика меню, листает. Раздаётся вежливый стук в дверь. Брюсов подходит к двери, распахивает её. В номер входит актёр СИНЯЛИН — невзрачный щупленький молодой парень, в руке у него сложенная пополам газета.

БРЮСОВ (Синялину)
А, привет!

Брюсов протягивает ему руку, они здороваются. Синялин бросает на Ирину любопытствующий взгляд. Ирина скованно стоит и смотрит на Синялина.

СИНЯЛИН
Не помешаю?

БРЮСОВ
Да садись, раз пришёл.

СИНЯЛИН (продолжая стоять)
Не, я на минутку. С девушкой познакомишь?

БРЮСОВ
Конечно. Ириш, это Синялин Олег, знаешь такого?

Ирина чуть теряется, она явно не помнит такого актёра, но тут же улыбается, делая вид, что узнаёт Синялина.

ИРИНА
Да, да, конечно… Очень приятно! Ирина…

СИНЯЛИН
И мне. А вы чего, на ужин не собираетесь? Сань, смотри, про нас уже статейка вышла.

Синялин бросает на журнальный столик газету.

СИНЯЛИН (продолжая)
Правда, про фильм — пару строчек всего, зато про тебя — полстраницы.

Ирина с Брюсовым переводят взгляд на газету: публикацию украшает большая фотография Брюсова.

СИНЯЛИН
Палыч просил передать, завтра в восемь — как штык. В боулинг сегодня идёте?

Брюсов переводит на Ирину вопросительный взгляд. Ирина смотрит растерянно.

БРЮСОВ(Синялину)
Не знаю. Вряд ли.

СИНЯЛИН
Ну, не стану мешать,
(чуть лукаво)
отдыхайте.

Брюсов небрежно машет ему рукой. Синялин уходит.

ИРИНА
Ты из-за меня отказался? Так тебе скоро надоест, со скуки со мной помрёшь.

БРЮСОВ
Я скорее с ними со скуки помру. С тобой вообще не соскучишься. Хотя… в боулинг тебе можно было бы сходить, с народом познакомиться. Мне-то они уже сто лет не нужны.

Ирина осматривается в гостиной, находит при входе зеркало, достаёт из сумки расчёску, но замирает перед зеркалом.

ИРИНА (глядя на Брюсова в зеркало)
А кто там будет? Там известные актёры?

БРЮСОВ

Ну как тебе сказать? Синялин — известный?

ИРИНА
Лицо знакомое, а имени я бы не вспомнила, если честно.

БРЮСОВ
Ну и все примерно такие же.

ИРИНА (насмешливо)
Значит, ты сейчас главная звезда в этой гостинице?

БРЮСОВ (в тон)
И в этом сериале. Между прочим, убиваю всех бандитов, а они в страхе разбегаются.

Ирина начинает расчёсывать свои длинные волосы перед зеркалом.

ИРИНА (причёсываясь)
Опять — крутой парень? Один против мафии и продажной милиции?

БРЮСОВ
Угадала.

Брюсов встаёт у Ирины за спиной. Ирина отходит от зеркала, бросает расчёску на столик.

ИРИНА
И это после твоих ролей по Чехову и в «Утреннем дожде»…

Ирина подходит к своей сумке, присаживается на корточки, начинает в ней копаться.

ИРИНА
Здесь «плечики» есть, интересно?

БРЮСОВ
Наверное, в спальне, в шкафу. Так как насчёт боулинга? Хочешь?

Брюсов следит за действиями Ирины. Ирина выкладывает на диван из сумки джемпер, джинсы и косметичку, нерешительно замирает.

ИРИНА
Ты сходи… пообщайся со своими. Можно, я не пойду?

БРЮСОВ
Ладно, обойдёмся без боулинга. А завтра на съёмках тебе будет проще.
(зевает)
Я бы сегодня пораньше спать завалился, вставать рано придётся.
(отводя руки Ирины от сумки)
Давай отнесу.

Берёт Ирину сумку, подхватывает с пола свою, несёт в спальню. Ирина забирает с дивана уже выложенные вещи и нерешительно идёт за Брюсовым.

ЕЁ ГЛАЗАМИ: в спальне стоит двуспальная широченная кровать. В изголовье кровати висит большое, красивое зеркало почти во всю стену. Из спальни идёт дверь в ванную комнату.

Ирина кладёт на кровать вещи, раскладывает джемпер, разглаживая его руками. Начинает доставать из сумки другие вещи.

Брюсов выходит в гостиную и тут же возвращается — в руках у него принесённая Синялиным газета. Брюсов плюхается на кровать и разваливается на ней полулёжа, опираясь на локоть, лицом к Ирине.

БРЮСОВ
Так… что там у нас…
(зачитывает из газеты)
«Начались съёмки нового сериала… известный культовый режиссер… в фильме заняты…» Смотри-ка, а вот — информация лично для тебя!

Ирина открывает шкаф, начинает развешивать свои вещи на плечики.

ИРИНА (с иронией, изображая удивление)
Да ну?

БРЮСОВ
Вот, послушай, с кем ты сейчас в одном номере.
(зачитывает)
«К радости своих многочисленных поклонниц в главной роли картины занят знаменитый кумир молодежи, талантливый артист, да и просто обаятельный красавец, любимец всех российских женщин — Александр Брюсов».
(поднимает глаза на Ирину)
Заметь — всех российских женщин! Ты — российская женщина?

Вид у Брюсова очень довольный, Ирина улыбается, но молчит.

БРЮСОВ
Так как? Этот господин — твой любимец или нет? Как ты к нему относишься?

ИРИНА (тянет, изображая задумчивость)
Да видишь ли… Я его не знаю… А что, такой существует? У меня есть знакомый Саша Брюсов. Неплохой, в принципе, парень. Но с кучей недостатков. Талантливый — да. Но немного заносчивый. Открытый, но… не нараспашку.

Ирина подтягивает к себе сумку Брюсова.

ИРИНА (обыденно)
У тебя есть что-нибудь мнущееся?

Брюсов откладывает газету, одним рывком поднимается с дивана, забирает из Ириных рук свою сумку и отбрасывает её на пол. Смотрит на Ирину в упор, улыбка пропадает с его лица.

БРЮСОВ (серьёзно)
Ну и как же ты относишься к этому парню?

Ирина поднимает на него глаза.

ИРИНА (тихо)
Можешь нарисовать себе ещё одну звёздочку на крыле…

БРЮСОВ (серьёзно)
Она давно вырезана у меня на сердце.
(
взволнованно)
Ир… Я люблю тебя.

Ирина взволнованно, недоверчиво смотрит на Брюсова, в глазах у неё пытливый вопрос. Брюсов обнимает её за плечи, резко притягивает к себе, берёт правой рукой за шею, долго и страстно целует.

Во время поцелуя Брюсов горячо, прерывисто гладит левой рукой спину Ирины, правую руку запускает ей в волосы. Ирина не отвечает ему, но и не вырывается.

В конце поцелуя Ирина отстраняется и смотрит на него тревожно-нерешительно. Брюсов глядит на неё ласково, потом снова прижимает Ирину к себе — но уже гораздо нежнее, нежно целует её в висок, вдыхает запах её волос.

Ирина доверчиво, трепетно прижимается к нему, обнимает его за шею, прислоняется лицом к его груди, прячет лицо у него на груди.

На лице у Брюсова появляется довольная, ласковая улыбка, но Ирина, прижатая к нему, не видит. Лицо у Брюсова снова становится взволнованным и страстным, в глазах появляется желание.

Объятья его делаются крепче, Брюсов целует Ирину страстно и часто, в лицо, шею, плечи. Ирина закрывает глаза, Брюсов начинает расстёгивать её блузку. Ирина обречённо откидывает голову назад, позволяя ему продолжать.

СУЗДАЛЬ — НОМЕР В ГОСТИНИЦЕ — СПАЛЬНЯ — НОЧЬ

Брюсов с Ириной лежат в постели, в ногах у них смятое покрывало, рядом на полу — разбросанная одежда.

Ирина лежит на спине, она прикрыта одеялом чуть выше груди, волосы её разметались по подушке. Брюсов полулежит, накрытый по пояс, опираясь на локте, нависает над Ириной, смотрит на неё взволнованно. Вид у него счастливый.

Ирина тревожно вглядывается в лицо Брюсова.

ИРИНА
Саша… я…

БРЮСОВ (волнительным голосом)
Ты — самая красивая, самая лучшая женщина на свете… Наконец-то ты моя! Ещё немного — я бы на стенку полез от желания. Впервые так долго ждал.

Брюсов гладит Ирину свободной рукой по волосам, лицу, шее, плечу.

БРЮСОВ (продолжая)
Ради тебя я способен на всё, но это уже было выше моих сил…

ИРИНА
Боюсь только, овчинка не стоила выделки… ты так ждал, ждал… а я…

У Брюсова в глазах появляются весёлые искорки.

БРЮСОВ
О чём это ты?

ИРИНА (не глядя на него)
Сам знаешь. Наверно, ты ждал чего-то другого…

БРЮСОВ (нежно)
Я ничего не ждал от тебя, маленькая ты моя… Я хотел, чтобы тебе было хорошо. Тебе ведь было хорошо?

ИРИНА
Я… я даже не думала, что ты можешь быть таким… нежным. Я думала, ты пресыщен женщинами, привык, что тебя ублажают…

БРЮСОВ
Я просто люблю тебя. И буду любить всегда, я это сейчас понял как никогда.

Ирина выглядит смущённой.

ИРИНА
Но…
(
мучительно подбирая слова)
У меня нет… у меня… вообще нет никакого опыта,
(усмехается)
а не только со знаменитостями.

БРЮСОВ (с весёлой усмешкой)
Ну, это-то я понял.

Брюсов наклоняется к ней, чтобы поцеловать, но Ирина отворачивает от него лицо. Брюсов, посерьёзнев, вглядывается в лицо Ирины.

БРЮСОВ
Но… у тебя ведь кто-то… был, да?

Ирина резко садится на кровати, подтянув на себя одеяло.

ИРИНА
Да. Один. В смысле — единственный раз. Представь себе вот. Можешь смеяться.

Брюсов тоже садится, ласково обнимает Ирину.

БРЮСОВ
Над чем тут смеяться? Наоборот… я же видел, что ты — особенная. Расскажи мне… пожалуйста! Я хочу знать про тебя всё.

Ирина поворачивается к Брюсову спиной, спуская с кровати ноги, одеяло сползает с её спины.

БРЮСОВ
Ну-ну, куда это ты от меня… Замёрзнешь…

Брюсов ловит Ирину, не давая ей встать с кровати, обнимает со спины, целует ее шею, потом садится за её спиной, обняв Ирину сзади, и укутывая себя и её одеялом.

Они сидят, прикрытые одеялом. Брюсов ласково целует Ирину в висок и в шею.

БРЮСОВ (шепчет Ирине на ухо)
Расскажи…

Ирина раздражённо пожимает плечами.

ИРИНА
Да нечего и рассказывать. Это было почти десять лет назад. Встречались с однокурсником, свадьба должна была быть через месяц. Заявление подали, кольца купили. Вот он и настоял, всё равно, мол, поженимся.
(
пауза, быстро)
Потом я передумала выходить за него, вот и всё.

БРЮСОВ
А почему передумала?

ИРИНА (нехотя)
Пошли на вечеринку… И там он стал уделять внимание одной из девушек. Потанцевал с ней разок, другой… заигрывать начал. Ну, знаешь, как это бывает, решил, видно, что я уже никуда от него не денусь. А я… «делась». Пока он был занят, я ушла. Вот и всё.

БРЮСОВ (удивлённо)
То есть как — всё? Что, он даже не пришёл потом, не покаялся?

ИРИНА (усмехаясь)
Не пришёл? Да он раз сто приходил. Присылал маму, сестру, каких-то друзей. Родителям моим звонил. Но для меня его уже не было, понимаешь?

Брюсов непонимающе хмурится.

БРЮСОВ (осторожно)
Но ведь он… он же тебе фактически не изменил?

Ирина резко поднимает к нему раскрасневшееся лицо.

ИРИНА (резко)
В моём понимании — изменил. А в твоём?

Ирина пытается высвободиться из его объятий, но Брюсов крепко её удерживает.

БРЮСОВ
Эй, ты чего? Это же я, а не он…

Брюсов успокоительно её целует.

БРЮСОВ
Объясни просто…

ИРИНА (горячо, возмущённо)
Я поняла: раз он может вот так, предать, сейчас, когда мы…

БРЮСОВ (перебивая)
А ты любила его?

ИРИНА
Тогда мне казалось, что да.
(пауза)
Саш, хватит… я уже думать об этом забыла.

Брюсов сильнее притягивает Ирину к себе, поворачивает к себе рукой её лицо, нежно целует в губы. Ирина расслабляется в его объятьях. Некоторое время Брюсов держит её, закутанную в одеяло, как маленькую, в нежных объятьях.

БРЮСОВ
И что — больше ни с кем потом не встречалась?

ИРИНА
Встречалась, Саш. Но быстро расставалась — иногда после первого же разговора… Мне скучно становилось. А кому-то — со мной… не все же такие терпеливые, как ты. А вообще, знаешь… ко мне никто не подходит. Смотреть — смотрят, но издали.

БРЮСОВ
У тебя выражение лица такое — строгое, вот и боятся. Даже мне страшно было. Но я решил, может, сделаешь для меня исключение…
(
лукаво)
Тебе же понравилось, как я играл в спектакле?

ИРИНА (с усмешкой)
У тебя были некоторые шансы…
(нехотя)
Видишь ли… если честно, ты — мечта всей моей жизни.

БРЮСОВ (обрадовано)
Серьёзно? А раньше ты не говорила!
(подозрительно)
Или смеёшься?

ИРИНА (улыбаясь)
Не скажу. Думай, как хочешь.

БРЮСОВ
Ладно. Ты только ко всем остальным по-прежнему будь строга! Потому что я тебя уже не отпущу.

Ирина поднимает к нему лицо, пытливо, в упор смотрит ему в глаза, Брюсов тотчас целует её в губы.

ИРИНА (умоляюще)
Сашенька, давай спать. Уже, наверное, четвёртый час, спать осталось совсем чуть-чуть.

БРЮСОВ
Э, нет, так просто ты от меня не отделаешься…

Брюсов склоняет Ирину на постель и наклоняется над ней.

БРЮСОВ (задыхаясь от желания)
Слишком долго я ждал. Теперь терпи.

Их лица, не соприкасаясь, теперь близко-близко друг к другу.

ИРИНА
Я тоже… долго… Намного дольше… И… пускай… что будет, то будет.

Брюсов наклоняется к ней. А за окном — уже начало рассвета. Сквозь заснеженные белые деревья видно, как встаёт солнце.

_________________________________

Продолжение - 6.

(начало - 1, 2, 3, 4)

Навигация по каналу Галины Маркус

Книга на Литрес - Любить актера киносценарий часть 1

Любить актера киносценарий часть 2

обложка - художница Елена Юшина