Найти тему
Second Friend Store

Секонд-хенд, pre-owned, б/у. Рассказываем о феномене вторичного рынка в России и мире

Источник: Vestiare Collective
Источник: Vestiare Collective

В нынешних условиях, когда с российского рынка уходят как всеми любимый массмаркет, так и люксовые бренды, о вторичном рынке говорят все больше и громче. Предлагаем обратиться к истокам и разобраться, как развивался феномен перепродажи вещей последние несколько десятилетий, как ресейл влияет на ритейл сегодня и в чем особенности вторичного рынка в России.

Истоки

На западе вторичный рынок уже давно идет рука об руку с ритейлом: по мнению* специалистов, бренды в среднем производят вещей на 40% больше, чем получается продать, и огромное количество этих вещей оказывается (в лучшем случае) в секонд-хендах по всему миру.

-2

Важной вехой в истории вторичного рынка стало появление eBay в середине 90-х, это ознаменовало новый этап в экономике C2C (Consumer-to-Consumer). С появлением онлайн-агрегаторов вторичный рынок активно наращивал объемы и привлекал все больше юзеров: чем проще и удобнее становится продавать и покупать вещи онлайн, тем больше людей пользуются этой возможностью.

*Согласно Voguebusiness.com

2000-е

В 2000-е появились компании, которые определили лицо современного ресейла: в 2009 запустились ThredUp, Vestiaire Collective и Tradesy; в 2011-м появились The RealReal и Poshmark. В том же году появился Second Friend Store — первая в России ресейл-платформа люксовых и премиальных марок.

Во главу угла встала селекция. Люди начали выставлять на продажу классные желанные вещи: это могли быть как скупщики лимитированных дропов, перепродающих вещи с большой наценкой, так и просто потребители люкса, решающие разобрать свои брендовые гардеробы.

2020-е

Широкого интереса к ресейлу однако не наблюдалось до последних нескольких лет. Все изменилось на рубеже 2020-х гг., когда модная индустрия всерьез заинтересовалась темой sustainability. Этичность и экологичность производства оказываются в приоритете, а ресейл и лежащая в его основе философия ответственного потребления наконец стали мощной движущей силой на фэшн-рынке.

Поп-ап пространство ресейл-проекта Vault от Gucci в Милане, 2021 год
Поп-ап пространство ресейл-проекта Vault от Gucci в Милане, 2021 год

Только за последние пару лет мы увидели, как Farfetch открыл филиал Pre-Owned, Gucci, Valentino и другие люксовые бренды запустили собственные ресейл-проекты, а Kering инвестировал $216 млн в Vestiaire Collective, получив место в совете директоров ресейл-платформы. Как отметил CEO Kering Франсуа-Анри Пино, перепродажа подержанных товаров, в том числе вещей брендов группы, уже стала «укоренившейся тенденцией среди молодых потребителей»*.

*Источник: PROfashion.ru

Будущее

Эксперты предсказывают вторичному рынку рост на 29% ежегодно: к 2023 вторичный рынок может вырасти до $51 млрд*! При этом рост рынка быстрой моды будет заметно падать. Новые перспективы открываются ресейлу в том числе в неспокойные времена: в 2020 году наблюдалось масштабное повышение интереса к вторичному рынку на фоне пандемии. В ближайшем будущем из-за финансового кризиса к ресейлу обратится очень много людей, до этого не знакомых с перепродажей одежды.

*Согласно прогнозам Thredup.com

Россия

В России вторичный рынок развивался по особенному сценарию. В противоположность западу, в СССР вторичный рынок зарождался на фоне дефицита: комиссионные магазины (в народе — «комки») были чуть ли не единственными местами, где можно было относительно легально приобрести заграничные вещи. Одежду, парфюм, технику тихо продавали «постоянным клиентам», стараясь не афишировать свою деятельность.

Комиссионки на фотографиях советского времени
Комиссионки на фотографиях советского времени

Современный ресейл — это не только про новое потребление, но и про новое мышление. С последним в России непросто, но сдвиги уже налицо. Если подавляющее число россиян, выросших в 80-90-е, принципиально избегают вторичный рынок из-за ассоциаций с бедностью и советским дефицитом*, то миллениалы и джензеры не мыслят свой гардероб без секонд-хенда и винтажа. Для современной молодежи ресейл — это возможность проявить уникальный стиль и не участвовать в перепотреблении.

*По данным опроса SuperJob.ru

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если вам нравится контент 👍 И не забывайте заглядывать на наш сайт за самыми свежими новинками на ресейле!