В нынешних условиях, когда с российского рынка уходят как всеми любимый массмаркет, так и люксовые бренды, о вторичном рынке говорят все больше и громче. Предлагаем обратиться к истокам и разобраться, как развивался феномен перепродажи вещей последние несколько десятилетий, как ресейл влияет на ритейл сегодня и в чем особенности вторичного рынка в России.
Истоки
На западе вторичный рынок уже давно идет рука об руку с ритейлом: по мнению* специалистов, бренды в среднем производят вещей на 40% больше, чем получается продать, и огромное количество этих вещей оказывается (в лучшем случае) в секонд-хендах по всему миру.
Важной вехой в истории вторичного рынка стало появление eBay в середине 90-х, это ознаменовало новый этап в экономике C2C (Consumer-to-Consumer). С появлением онлайн-агрегаторов вторичный рынок активно наращивал объемы и привлекал все больше юзеров: чем проще и удобнее становится продавать и покупать вещи онлайн, тем больше людей пользуются этой возможностью.
*Согласно Voguebusiness.com
2000-е
В 2000-е появились компании, которые определили лицо современного ресейла: в 2009 запустились ThredUp, Vestiaire Collective и Tradesy; в 2011-м появились The RealReal и Poshmark. В том же году появился Second Friend Store — первая в России ресейл-платформа люксовых и премиальных марок.
Во главу угла встала селекция. Люди начали выставлять на продажу классные желанные вещи: это могли быть как скупщики лимитированных дропов, перепродающих вещи с большой наценкой, так и просто потребители люкса, решающие разобрать свои брендовые гардеробы.
2020-е
Широкого интереса к ресейлу однако не наблюдалось до последних нескольких лет. Все изменилось на рубеже 2020-х гг., когда модная индустрия всерьез заинтересовалась темой sustainability. Этичность и экологичность производства оказываются в приоритете, а ресейл и лежащая в его основе философия ответственного потребления наконец стали мощной движущей силой на фэшн-рынке.
Только за последние пару лет мы увидели, как Farfetch открыл филиал Pre-Owned, Gucci, Valentino и другие люксовые бренды запустили собственные ресейл-проекты, а Kering инвестировал $216 млн в Vestiaire Collective, получив место в совете директоров ресейл-платформы. Как отметил CEO Kering Франсуа-Анри Пино, перепродажа подержанных товаров, в том числе вещей брендов группы, уже стала «укоренившейся тенденцией среди молодых потребителей»*.
*Источник: PROfashion.ru
Будущее
Эксперты предсказывают вторичному рынку рост на 29% ежегодно: к 2023 вторичный рынок может вырасти до $51 млрд*! При этом рост рынка быстрой моды будет заметно падать. Новые перспективы открываются ресейлу в том числе в неспокойные времена: в 2020 году наблюдалось масштабное повышение интереса к вторичному рынку на фоне пандемии. В ближайшем будущем из-за финансового кризиса к ресейлу обратится очень много людей, до этого не знакомых с перепродажей одежды.
*Согласно прогнозам Thredup.com
Россия
В России вторичный рынок развивался по особенному сценарию. В противоположность западу, в СССР вторичный рынок зарождался на фоне дефицита: комиссионные магазины (в народе — «комки») были чуть ли не единственными местами, где можно было относительно легально приобрести заграничные вещи. Одежду, парфюм, технику тихо продавали «постоянным клиентам», стараясь не афишировать свою деятельность.
Современный ресейл — это не только про новое потребление, но и про новое мышление. С последним в России непросто, но сдвиги уже налицо. Если подавляющее число россиян, выросших в 80-90-е, принципиально избегают вторичный рынок из-за ассоциаций с бедностью и советским дефицитом*, то миллениалы и джензеры не мыслят свой гардероб без секонд-хенда и винтажа. Для современной молодежи ресейл — это возможность проявить уникальный стиль и не участвовать в перепотреблении.
*По данным опроса SuperJob.ru
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если вам нравится контент 👍 И не забывайте заглядывать на наш сайт за самыми свежими новинками на ресейле!