Найти в Дзене
Глазами Миллениала

Трамвайщица Света: жизнь как рельсы

Света, которой авторы фильма не дали фамилию - одна из героинь фильма "Брат". С Данилой Багровым она знакомится случайно. Данила сначала покажется ей лучом света в ее темном царстве. Но как и все, разочарует Свету.

Образ героини Светланы Письмиченко (актрисы, исполнившей роль своей тезки) не так часто анализируют. А покопаться тут есть, в чем.

Источник: obovsyom.com/
Источник: obovsyom.com/

Как уже указывалось, Света знакомится с Данилой случайно - раненый, он запрыгивает в ее трамвай. А позже находит девушку там же, у трамвайного депо. Их случайное знакомство в непростых обстоятельствах перерастает в...

Хм, даже романом назвать это сложно. Как и общением - разговаривают герои мало, все, что их объединяет - постель. Кто Данила для Светы? Несомненно, авантюра и "в омут с головой". Героиня влюблена, но не в самого Данилу, а в сам факт существования человека, который может забрать ее из серой и грязной, как осенний Петербург, жизни. Что есть у героини? Пьющий и бьющий муж, комната в коммуналке, собака и трамвай. А тут - Данила. Взялся из ниоткуда, как прекрасный принц. Света явно догадывается, что ее новый знакомый связан с чем-то криминальным. Как ни крути, а в трамвай к ней он запрыгнул, отстреливаясь от людей Круглого.

Данилу и Свету роднит некая парадоксальность. Как в Даниле уживаются хладнокровный киллер и наивный чудаковатый парень, так и в Свете живет жертва побоев мужа и собранная женщина, способная спокойно разговаривать с бандитами, стоящими за спиной. Более того, она не боится соврать Круглому.

За свою "ложь " ("а я ведь правда не знаю, кто ты и где живешь...") Света потом жестоко поплатится. Хотя ни в чем не виновата - по ней в очередной раз катком проходит жизнь. Точнее, тем самым трамваем, который она водит.

Мы не знаем, почему Света вышла замуж за Павла Евграфовича. Но совершенно спокойно допускаю, что мужа она любила. И любит до сих пор, просто не подозревает, что семейная жизнь может протекать без побоев. Сама она, скорее всего, родом из точно такой же семьи, где отец поколачивает мать. Примечательно, что у Светы и Павла нет детей, для таких "патриархальных" условий это нетипично. Если взять популярную трактовку образа Светы как олицетворения страны того времени, то Балабанов показал: такая страна не может ничего произвести на свет в условиях насилия и безнадеги.

Источник: irelandin.livejournal.com
Источник: irelandin.livejournal.com

Мы так же не знаем, почему Света не уходит от мужа. Правда, тут ответ может быть очень простым: просто некуда. Никому в целом мире Света не нужна. Родители, возможно, умерли, или далеко живут, или же там царит точно такая же обстановка.

Мы даже не знаем, за что муж регулярно бьет Свету. Конечно, жестокому пьющему человеку не нужно никакого повода. И вообще бить кого-либо - плохо. Но ведь сам Павел, скорее всего, как-то объяснял свои действия. И бить жену он начала до того, как она знакомится с Багровым. А Даниле Света так и не признается, за что ее колотит муженек.

Данила находит Свету для того, чтобы поблагодарить. А домой его она приглашает сама. Вероятно, считая, что хуже ее жизнь уже не станет, даже если муж узнает о "хахале". Ну побьет. В первый раз, что ли?

Именно со Светой Данила демонстрирует хоть какие-то эмоции. Он зол, когда находит Свету в компании бутылки водки, избитую и изнасилованную. Мне всегда было интересно: осознал ли Данила в полной мере, что над Светой в очередной раз поиздевались из-за него?

Источник: zen.yandex.ru/media/kinokritika
Источник: zen.yandex.ru/media/kinokritika

Но больше всего Свету жаль даже не после того, как ее "навестил" Круглый. А в самом конце, когда женщина не уходит с Данилой. "Не люблю я тебя". И она не лжет: да, муж бьет, но он - свой, привычный, родной, как ни странно. От него Света знает, чего ждать - побоев, пьянства, криков. А от Данилы, как оказывается, может стать еще хуже - могут заявиться бандиты, от которых не знаешь, чего ждать. Света влюбилась в возможность вырваться из своего болота, но оказывается, что с Данилой можно вырваться только в мир еще большего насилия и опасности.

И Света остается, выгоняя "писаря". "Тебе же ничего не стоит человека убить", кричит она Даниле, пытаясь помочь раненому мужу.

А потом, в очередной раз избитая, горько плачет. Драматизм усиливает наутилосовский "Зверь", играющий фоном. Но плачет Света не от боли от ударов кулаками и ногами, к ней она давно привыкла. А от боли душевной - в очередной раз ее надежды о лучшей доле разбились о жестокую жизнь. Из Светиной реальности не оказалось выхода.

Не просто так Света водит именно трамвай. Ее жизнь - как состав на рельсах: никуда никогда не свернет. А рельсы, закольцовываясь, никогда никуда не приведут.

Читайте также: Одиночество Данилы Багрова.