Споры на эту тему могут быть бесконечными из разряда кому что нравится. Но четкий и внятный ответ на этот вопрос есть. Вот к нему сейчас и пойдем.
Есть очень много спорстменов, армейцев, уличных бойцов, последователей БИ и т.п., которые делают ставку в ударной технике на один удар, ну, или на два-три. Аналогичная ситуация и у борцов. Речь идет о так называемых «коронках», «коронных» приемах.
В чем суть такого подхода? Когда человек затрачивает все свои силы на отработку, например, одного удара, то он достигает в нем великого мастерства. В чем выражается это мастерство? Это очень высокая скорость, сила и точность. А главное – это легкость выполнения этого удара. Легкость выражается не только в том, что движение выполняется очень легко и непринужденно в силу длительной наработки. Легкость – это также и принятие решения, что делать, которое, собственно, и принимать не надо, поскольку удар один, выбора нет, бери и бей. Все просто и понятно.
Вот возникли у вас непонятки на улице с каким-то челом. Слово за слово, ноздри раздуваются, пар идет. Какое-то подозрительное поползновение противника и ваша нога или рука практически без вашего участия улетает как ракета в цель. Причем с такой скоростью, что противник «курит бамбук», даже не понимая, что и откуда ему прилетело. Как все хорошо и просто. А главное понятно и не замерочно.
Кажется, вот это и есть правильный подход в боевых искусствах… И он реально правильный. Все знают, что исключения подтверждают правило. Но лишь немногие понимают, что правила подтверждают исключения.
Рассмотрим пример простой. Один из читателей канала рассказывал про своего знакомого, который всю жизнь тренировал маваши в голову. Удар был отточен, и он многих этим ударом завалил. Я сам знал человека, который жил на одном прямом нокаутирующем ударе рукой. Да и среди канала много читателей с одним приемом, которого им хватает по жизни за уши.
Большинство драк возникают на сравнительно ровной площадке и в свободном пространстве. То есть выполнению отточенного приема ничего не мешает. И тут отточенный прием – это просто супер. Но опять таки, в тех случаях, когда противник топчется на близкой дистанции и по-существу представляет из себя мишень.
Все меняется, когда усложняются условия боя. Например, вы находитесь на лестнице, в вагоне поезда, в переполненной маршрутке, в кабине лифта, ну и т.п. А еще к этому стоит прибавить зимний период со снегом, гололедом и тяжелой верхней одеждой. А еще бывает дождь, лужи, грязь и т.п.
Маваши в таких условиях это уже не то, что проблема, он может быть вообще невыполним. С прямым ударом рукой все гораздо лучше, но тоже могут возникнуть проблемы. Как, например, противник может упасть на опасную поверхность, удариться затылком и пробить себе голову.
Другая группа проблем – это динамический, дуэльный бой. Здесь уже одного поставленного удара явно не хватит. Тут надо уметь двигаться, управлять дистанцией, выводить противника на свой коронный удар. А это непросто.
То есть вывод прост. Один отточенный прием – это оружие и оружие серьезное. Но оно имеет ограничения по условиям применимости. Любое оружие имеет ограничения по условиям применимости и по своей эффективности.
А вот если противников несколько, то все вообще становится с ног на голову. Тут один прием будет скорее проблемой. Поскольку один прием, как я уже говорил, подразумевает определенные условия применимости. А при нескольких противниках необходимо учитывать расклад, распределение противников в пространстве и их готовность броситься в синхронную скоростную атаку. Один удар всегда будет наноситься с определенного положения тела и в определенном направлении на противника. А в групповой драке надо тело не должно представлять из себя мишень.
Общая суть такова. Один отшлифованный прием – это очень круто и правильно, но если вы попадете в невыгодные условия, вам это очень дорого обойдется.
У меня друг в армейском спецназе все два года шлифовал один единственный прием на деревянном манекене. После обманного движения удар маваши подъемом стопы в головы, тут же подскок к противнику и серия из четырех пробивных коротких тсуки, которые делал за секунду. И это не классические японские тсуки, это было нечто совсем другое. Суть в том, что скорость маваши и мощь была такова, что вернувшись из армии о спорил со всеми подряд на пиво. На спор пробивал маваши в плечо. И оппонент не только не успевал в принципе среагировать на удар и как-то защититься, хотя и заранее был готов, после пропущенного удара чел улетал, не мог удержаться на ногах как ни старался.
И где здесь смысл? А смысл в том, что вернулся он из армии без многих зубов. В тот день во время выполнения очередного боевого задания, столкнулись лицом к лицу с противником. И пока он пробил одного, второй схватил его за ногу, а третий прикладом в зубы…
Кстати, выше я писал о неком специалисте маваши в голову. Так вот у него тоже были недетские травмы, последствия боевых действий, где маваши в рукопашке не помог.
А вот пример из ММА. Мирко "Крокоп" Филипович – известный нокаутер. Специалист крутой связки – левый кросс и боковой типа маваши в голову или корпус. Этой связкой, этим своим отточенным маваши он положил немало народу, включая Александра Емельяненко. Но с Федром Емельяненко, действующим более разнообразно такой трюк уже не прошел. И не только с Федором. А закончилось все тем, что Мирко сам схлопотал прилет маваши в голову и лёг с травмой на пол. Все можно посмотреть здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=AQRWlkQAn3M
Ну, хорошо. А что на другой стороне этой медали? А там разнообразная техника ударов руками, ногами, бросков, захватов, передвижений. Тут можно двигаться, бить налево, направо, вверх, вниз. Вроде бы возможности очень большие. В прошлом году я поспорил с одним из представителей каратэ на тему «в каратэ все есть». Спрашиваю: «Сколько вариантов ударов маваши вы учите? Он 6-ть, но в спортзале применяем 4-е, а на улице только два работают». Ну, и вопрос тогда, а на хрена нам учить 6 ударов?
С этим не раз приходилось сталкиваться. Многие каратисты, ушуисты и т.п. говорят о том, что на улице работает очень ограниченное количество техники. Можно сказать мизер. Так зачем учить кучу всего? Мы опять, по сути, «скатываемся» к одному коронному приему.
И это действительно так. Обилие технических действий приводит к тому, что в нужный момент надо принимать решение, что делать, какое техническое действие выбрать. Но такая чехарда происходит в основном в опытных стилях, тех, которые в итоге построены на личном опыте. То есть боец нарабатывает себе классическую базу и классические методы применения как это происходит, например, в каратэ. А затем на основе этого личным пониманием и личным опытом создает свой собственный стиль ведения боя с условно ограниченным набором техник. Это означает, что он акцентируется на одних техниках, но и другие не под запретом.
Такой подход очень неплох, но ограничен личными природными талантами. Зато он позволяет вести динамичный бой, в том числе и против нескольких противников одновременно.
Минус такого подхода в том, что если боец не «плавает» в изученной технике, он в любой момент может растеряться или, наоборот, выполнить неправильное движение.
Но есть и другой подход. Это тактические стили. В тактических стилях техника достаточно многообразна, но она сразу «вшита» в некий алгоритм действий. То есть, например, база состоит из 24 ударов. Эти 24 удара сразу поделены, например, на 4 тактичекие связки. Каждая тактическая связка разработана для каких-то условий, а не просто так сделана для красоты. И есть стартовое положение, центральное, из которого можно двигаться по любой дороге, по любой из четырех связок. Причем выбор связок и переход из одной в другую тоже могут иметь некий алгоритм, хотя это и большая редкость.
В качестве примера тактического стиля я уже как приводил Вин Чунь гонконгского направления. Например, одна из связок – встречный удар ногой атакующего противника, дальше вяжем его атакующие руки, из этого вязания тут же переходим на контратаку руками с шагом вперед и атакой центральной линии его тела. Тут суть в том, что не надо решать заранее, что и как делать. Прием сразу определен и понятен.
Так каким путем следует идти?
У нас есть выбор:
1) Отработка до блеска одного приема
2) Формирование собственного стиля на основе опытной школы БИ
3) Изучение тактического стиля БИ
Начнем с простого, с самобороны. На старте занятий человек не имеет спецподготовки, у него весьма средние параметры личности и организма. Мы начинаем с постановки одного удара. Доводим его до состояния «освоенности», не до мастерства. Затем увеличиваем количество ударов до 5-ти. 4-е отрабатываем до состояния освоенности, а 1-й, с которого начали, совершенствуем.
Аналогично отрабатываем движения, блоки, удары ногами, уклоны. Затем из полученного набора формируем одну или две тактические связки, типа, пару ударов с парой передвижений и уклоном.
В этих связках время подготовки распределяется неравномерно. Больше всего времени уходит на 1-й удар, потом на другие элементы в зависимости от структуры связки. Вот это очень важный момент. Время на подготовку у каждого элемента техники свое. Поэтому в результате отдельно формируются коронные движения, отдельно их обслуживающие и страхующие.
Дальше мы переходим к 10 элементам, теперь ударов, блоков, передвижений – всех по 10 штук. И включается тот же механизм. Есть любимчики в подготовки, а есть второстепенные, а среди любимчиков – есть еще суперлюбимчики.
Продолжая двигаться «наверх», через некоторое время у нас уже сформируется некий стиль, причем стиль тактический. Для него будет уже достаточное количество тактических связок.
Если Вы были внимательны, но мы проходили все элементы:
1) Отработка до блеска одного приема
2) Формирование собственного стиля на основе опытной школы БИ
3) Изучение тактического стиля БИ
Просто проходили их по спирали, постепенно поднимаясь вверх от уровня к уровню.
Затем переходим на уровень боевых искусств. Здесь логика уже иная. Происходит оптимизация выученного материала. Что такое оптимизация? На основе изученной техники формируются готовые комплексы. Они должны состоять из простых элементов. А сложность достигается за счет комбинаций простых элементов.
Что такое оптимизация? Это можно рассмотреть на примере того же Кропопа. Еще раз повторю ссылку: https://www.youtube.com/watch?v=AQRWlkQAn3M
Посмотрите очень внимательно, какой удар в голову он бьет левой ногой! Это не маваши. Это гибридный удар, созданный из Микадзуки и Маваши. При таком ударе Коропопу не надо выворачивать бедро или поворачиваться спиной к противнику в ходе удара. Мирко выполняет этот удар так, как будто делает просто шаг. Потому этот удар и не заметен. Но он очень силен, потому что выполняется как круговой, сквозной. Да и взлетает удар по диагонали на манер серповидного в Киукушине.
Суть оптимизации свелась к тому, что Мирко не стал выбирать удар из различных техник, он выбрал нужные ему характеристики, и под них подогнал удар, как бы создал его по заданным целевым требованиям.
Следующий уровень боевых искусств – это сильное усложнение техники движений. Поменьше простоты и естественности. Зачем? Чтобы запутать противника, чтобы он не понимал сути и цели движений, чтобы смотрел на них ошарашенно, лихорадочно пытаясь понять, а что надо делать.
Ну вот как бы по и все что я хотел сказать на данном этапе.
Общая логика проста. Правильное развитие и движение вперед осуществляется по спирали. При переходе с уровня на уровень при движении вверх спираль раскручивается, увеличиваясь в диаметре, ассортимент техники и приемов возрастает. Но при этом движения, с которых все начиналось, шлифуются до бесконечности.