Найти тему
Иду и смотрю

Президент идет в народ

Какой бы пост ни занимал Борис Ельцин, он всегда находил время для встреч с простыми гражданами в привычной для них обстановке: на рабочих местах, в общественном транспорте

Часть экспозиции музея Б.Н.Ельцина, "День первый"
Часть экспозиции музея Б.Н.Ельцина, "День первый"

Критики первого президента России называли этот его обычай «популизмом», потому что партийная элита всегда отделяла себя от «простого народа» - ездила в спецмашинах, лечилась в «Кремлевской больнице». А Ельцин – и в Свердловске, и в Москве – спускался в метро, заходил в заводские цеха и столовые, на прием к терапевту ходил в районную поликлинику, продукты покупал в обычных московских магазинах. Критики, правда, утверждали, что в автобусы Ельцин пересаживался из личного автомобиля за одну-две остановки до места назначения, а в поликлинике побывал всего дважды.

В любом случае он резко отличался от коллег по партии. «Реакция Политбюро на мои путешествия была своеобразной, — напишет позже в воспоминаниях Борис Николаевич. — Вслух неодобрения никто не выражал, но отголоски раздражения докатывались до меня. Потом, когда настала пора критики в мой адрес, мои поездки в метро и троллейбусе были названы завоеванием дешёвого авторитета».

"Остановка троллейбуса" в музейной экспозиции
"Остановка троллейбуса" в музейной экспозиции

А вот простым людям такой способ общения нравился: видя искреннюю заинтересованность Бориса Николаевича, они использовали возможность напрямую рассказать высокому партийному чиновнику (а впоследствии – и президенту страны) о своих проблемах, обратить внимание на ошибки и просчеты руководства, высказать пожелания.

Свое появление именно в троллейбусе Борис Николаевич в своих воспоминаниях объяснял так: «Москва задыхалась от перегруженности, мне хотелось убедиться воочию, как москвичи добираются до работы!». Поэтому в качестве символа «неординарных методов работы» – неформального общения с народом – в музее первого президента стоит настоящий троллейбус, точно такой же, какие курсировали по улицам Москвы.

На сайте Ельцин Центра написано, что экспонат был произведён в 1994 году в городе Энгельс, где и сейчас производятся троллейбусы. Вплоть до декабря 2012 года он ещё ездил по небольшому провинциальному городку Каменск-Уральскому. После списания его приобрели для музея в Ельцин Центре — как «тот самый троллейбус», символ не только методов работы первого секретаря московского обкома КПСС, но и самого безопасного городского транспорта эпохи.

За рулем троллейбуса - Николай Стуликов
За рулем троллейбуса - Николай Стуликов

Сначала его пришлось разобрать, чтобы доставить в музей, и собрать в экспозиции заново, слегка уменьшив его реальную длину. За водительским стеклом — фотография Николая Стуликова, реального водителя троллейбуса ЗИУ-9.

Салон оформлен таким образом, что, войдя «на остановке» вовнутрь, попадаешь в летнюю Москву 90-х (окна заклеены фотографиями улиц, заполненных спешащими людьми, можно разглядеть узнаваемые здания…).

Внутри троллейбуса
Внутри троллейбуса

Как и многие экспонаты в музее Б.Н.Ельцина, троллейбус стал участником специальной программы. В троллейбусе ежемесячно проходят встречи клуба «Мои 90-е», где люди с разным жизненным опытом рассказывают свои личные истории о перестройке и девяностых в России. Участники клуба уже обсудили университетскую науку в эпоху перемен, жизнь женщин в позднесоветское время, деньги и фотографии девяностых, рассказали о том, как отмечали дни рождения и другие праздники.