Найти в Дзене
СИБУР

Не такой уж и зеленый: развенчиваем 6 мифов об экологичных товарах

Оглавление

Красота связана с модой, а сегодня модно быть экологичным: что может быть красивее и моднее, чем забота о природе? На наш взгляд — честная забота. Поэтому верить на слово всему, что говорят об экологичности и экотоварах, не стоит. Вместе с коллегами из редакции Enter разбираемся в шести мифах, устоявшихся за годы моды на эко.

Впрочем, начать следует не с этого. Промышленность и потребление ее товаров по определению не могут иметь нулевой углеродный след. Почти 8 миллиардов человек, населяющих планету, нуждаются в товарах массового спроса — обеспечить такие объемы без заводов, производственных линий, химической отрасли просто невозможно.

Но это не означает, что мы не должны стараться. Создавать и претворять в жизнь стратегии устойчивого развития, рассказывать об осмысленном потреблении и поведении, верить не только рекламе, но и статистике.

Так что переходим к разбору экомифологии.

1. Шопперы

На производство одной авоськи тратится порядка 2 тысяч литров воды, используются химикаты, а хлопок для шопперов выращивают с использованием пестицидов. При попадании на полигон такая вещь будет разлагаться с выделением метана — парникового газа, ответственного за изменение климата. Участки с нанесенным ПВХ-принтом не подлежат переработке.

Что делать

Использовать столько, сколько сумка протянет (по подсчетам The New York Times, нужно 54 года, чтобы экослед шоппера сравнялся с обычным пакетом), и сдавать в переработку после того, как использовали, чтобы из шоппера получилось другое текстильное изделие. ПВХ-принт придется вырезать.

Самая экологичная альтернатива — использовать ту сумку или пакет, которые у вас уже есть. А если забыли шоппер — купите обычный пакет (какой выбрать — читайте ниже!), используйте несколько раз и сдайте в переработку.

2. Бумажные пакеты

Бумага считается зеленой благодаря небольшому сроку разложения. Но на ее создание уходит в 20 раз больше воды, чем на пластик, а на переработку требуется на 91 % больше энергии, чем на переработку полимеров. При ее производстве в атмосферу выделяется на 70 % больше вредных выбросов, углеродный след — в три раза больше. Вместе с тем использовать такие пакеты можно только несколько раз, больше они просто не выдерживают.

Что делать

Если многоразовые альтернативы по какой-то причине недоступны, пластиковый пакет будет разумным выбором. Он обладает меньшим углеродным следом, он прочный и долговечный. Достаточно многократно его использовать и сдать после этого на переработку. Сегодня из них делают и дождевики, и скамейки для парков.

3. Футболки и товары из хлопка

Любые предметы гардероба из хлопка наносят вред окружающей среде. Есть точка зрения, согласно которой хлопковые плантации стали причиной осушения Аральского моря. Но главное — переработать хлопковую футболку можно ограниченное количество раз.

Что делать

Но вещи такие мягкие и гипоаллергенные… Да, отказываться от них сложно и вряд ли нужно. Чтобы снизить углеродный след, достаточно использовать товары из органического хлопка, выращенного из семян хлопчатника без химикатов. А после использования лучше не нести сдать вещь в секонд-хенд, фримаркет или апсайклинг.

А еще одежду можно делать из переработанного пластика. СИБУР и WOS как раз выпускали в прошлом году капсульную коллекцию — вышло модно и экологично.
А еще одежду можно делать из переработанного пластика. СИБУР и WOS как раз выпускали в прошлом году капсульную коллекцию — вышло модно и экологично.

4. Одноразовые стаканы

Все мы любим кофе и чай. Проблема в том, что посуда, в которую их наливают в кофейнях и кафе, одноразовая и не полностью сделана из бумаги. При ее изготовлении используется полимерное покрытие — благодаря этому бумага не размокает под воздействием влажности и температуры. В результате бумага и полимер настолько крепко сцепляются, что разделить их при переработке крайне сложно.

Когда чашечка кофе не только бодрит, но и создает экопроблемы.
Когда чашечка кофе не только бодрит, но и создает экопроблемы.

Что делать

Просто используйте многоразовые кружки и термосы.

5. Смываемые и растворимые средства личной гигиены

В 2019 году группа исследователей из Университета Райерсона провела эксперимент. Ученые протестировали 101 вид одноразовой продукции — только 23 были признаны пригодными к смыву в унитаз. Поэтому ватные палочки и диски, туалетная бумага, биоразлагаемые прокладки — словом, все, что считается растворимым одноразовым средством, фактически несет серьезную экологическую нагрузку.

Что делать

Вместо любой гигиенической продукции, за исключением стерильных средств в медицине и других отраслях, можно использовать многоразовые аналоги. Многоразовые палочки или их аналоги из бамбука и бумаги можно утилизировать вместе с пищевыми отходами. Хлопковые или муслиновые салфетки могут заменить ватные диски. А также любой текстиль или изделия из органической ткани, которые можно не выбрасывать, а постирать.

6. Маркетологи

Гринвошинг, известный также как «зеленый камуфляж», — это имитация компаниями внедрения экоинициатив. Подобный вид экологического маркетинга вводит потребителя в заблуждение: компания в его глазах становится зеленой, хотя все, что она сделала, — придумала громкие лозунги и яркую рекламу.

Что делать

Включать критическое мышление. Проверять маркировку. Можно использовать приложение Ecolabel Guide. Если на продукции нет соответствующих опознавательных знаков (в российском законодательстве пока нет термина «экологичный товар»), лучше дополнительно научиться ориентироваться в составах и упаковке товаров.

Поговорим об этом?

На самом деле экомифов намного больше, как и правил экоповедения. Мы собрали лишь самые распространенные.

Что тут важно — диалог власти и общества, бизнеса и потребителей. Не замалчивать проблемы, а актуализировать вопросы. Проект СИБУРа и редакции Enter «Чисто в большом городе» — не только пример такого диалога, но и попытка дать ответы на актуальные вопросы.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал — будем искать правду вместе.

Больше экопросвещения — в наших предыдущих выпусках:

Поверь в пластик: как не оставлять за собой углеродный след

Хочу жить правильно: как полезные экопривычки создают гармонию в душе и обществе

-4

#СИБУР #Хорошиедела #Экология #Пластик #Кофе #Одежда #Миф