После Музея Москвы не стал искать художественные салоны и начал работать напрямую с заказчиками. Писал картины на заказ – дни рождения, свадьбы, для украшения интерьера и т.д. Перед тем, как взять работу, внимательно выслушивал заказчика, который рассказывал, как он видит картину, что от меня ждет. То есть стал ремесленником. Здесь уже не было никакой творческой фантазии, своего стиля, экспериментов, поиска. Что заказывали, то и писал. Осенний пейзаж, значит осенний пейзаж, зимний, пишем зимний, выписать каждый листик – пожалуйста, хотите – сирень и т.д.
Позже я переключился на миниатюру – деревяные яйца. Почему? Да просто потому, что подвернулся стабильный заказ. У меня брали оптом, работы оказалось много. Второй момент – нехватка места. Когда пишешь одну-две картины, еще как-то можно расположиться в комнате, но, когда их много, картины надо где-то хранить. Превращать жилье в мастерскую я не мог по семейным причинам. Если серьезно заниматься живописью, писать много и постоянно, крайне желательна мастерская. Рано или поздно этот вопрос возникает у каждого. Художнику нужно, чтобы он мог все оставить как есть и в любой момент времени вернуться к работе. Торопиться и подгонять себя не стоит, это негативно сказывается на результате. Были у меня случаи, когда ребенок «дописывал» картины. Иногда проще начать новую, чем исправить.
Еще меня «добили» запахи. Краски имеют свой запах, не все его выдерживают, не всем он нравится. Как ни крути, а комната получается захламленной, пропитанной запахами красок, лаков и т.д. У художника много принадлежностей – мольберт, этюдник, кисти, краски, палитры, мастихины, холсты, подрамники, готовые работы. Кто-то работает аэрографом, в таком случае точно необходимо отдельное и проветриваемое помещение. Поэтому, работать в квартире далеко не самый лучший вариант. Можно подумать о том, что летом переместиться на дачу, или пристроить к частному дому мастерскую. Но я жил не в частном доме.
Еще большой моей ошибкой было то, что я все старался делать сам. Начиная с подрамника, сам натягивал холст, грунтовал. Да, знать и уметь надо, это полезно. Но тратить свое время явно не стоит. За это время целесообразнее поработать над картиной. Сейчас бы я не стал тратить время, силы, лучше бы сосредоточился на самой работе.
Так получилось, что в один прекрасный день с живописью пришлось закончить. Причин на то накопилось много: без машины возить картины общественным транспортом проблематично, одна-две погоду не делают. Да, я научился писать продуктивно и надо было или работать много или заканчивать. Второй момент, родился еще один ребенок, места дома стало не хватать, а свою мастерскую позволить тогда себе не мог. Но долго оставаться без дела я не люблю, мне все время надо чем-то заниматься и при этом хорошо, если хобби приносит доход.
Так получилось, что в один прекрасный день с живописью пришлось закончить. Причин на то накопилось много: без машины возить картины общественным транспортом проблематично, одна-две погоду не делают, научился писать продуктивно и надо было или работать много или заканчивать. Второй момент, родился еще один ребенок, места дома стало не хватать, а свою мастерскую позволить тогда себе не мог. Но долго оставаться без дела я не люблю, мне все время надо чем-то заниматься и при этом хорошо, если хобби приносит доход.
Устроился художником-оформителем в АТП – транспортное предприятие. Работа простая – стенгазета, плакаты, надписи для автобусов – таблички. Бывало, что номера восстанавливал и т.д. Платили так себе, много не заработаешь. Работал, пока однажды не сделал глупость. Приходит директор, и говорит – сегодня до вечера надо сделать два знака, автобусная остановка. Дело было зимой, январь, лютый холод. На улице не поработаешь. Снабдили меня двумя листами железа и дали небольшую комнатенку. Торопился, чтобы к вечеру успеть, работал нитроэмалями. Про форточку забыл напрочь. Все сделал, успел.
К вечеру начались проблемы с дыханием, горлом. Внутри будто наждачкой прошлись. Целую неделю было некомфортно. Заработал кучу проблем – запахи красок стали вызывать раздражение, постоянно в горле что-то не так, кашель. В итоге мне пришлось закончить свою деятельность и объяснил руководству, что больше оформителем работать не смогу. Объяснить это начальству было не так просто – они не понимали, предложили работать другими красками. Но здесь уже я прошел точку невозврата и с красками было покончено надолго.
Что самое интересное – знаки еще месяц пролежали в диспетчерской.