Найти тему

Учимся фокусировать внимание детей на занятиях

Оглавление

Зачастую внимание ребенка трудно сосредоточить на чем-то одном длительное время. Особенно эта проблема актуальна в отношении детей, которые еще не ходят в школу, но уже посещают развивающие и подготовительные занятия. Это связано с тем, что в этом возрасте в поле зрения и слуха ребенка попадает гораздо больше объектов.

В чем же состоят ключевые особенности внимания детей дошкольного возраста?

Анастасия Седельникова Педагог школы «Трамплин»
Анастасия Седельникова Педагог школы «Трамплин»
«Удержать внимание детей — значит заинтересовать их и вовлечь в процесс. Здесь, в первую очередь, важен подход в работе педагога или воспитании родителя. Взрослые должны своим азартом и энтузиазмом «заразить» ребенка.

Для детей дошкольного возраста актуально изучение той или иной темы в игровом формате, тогда ребенок сам начинает проявлять активность и заинтересованность. Не стоит забывать и про мотивацию.

Мотивировать ребенка в этом возрасте можно по-разному – например, поощрять за хорошую работу и хвалить за достижения и успехи, прислушиваться к его идеям и пожеланиям по проведению занятий (самые креативные и практические предложения можно внести в обучающую программу), чтобы дети понимали, что их мнение важно взрослым.»

Многие педагоги сегодня все чаще приходят к выводу, что стандартные подходы в обучении для развития детей младшего возраста устаревают. Найти новые решения тоже не просто. Основная проблема заключается в том, что поколения с каждым годом стремительно меняются, и разница в 3-5 лет уже кажется колоссальной с точки зрения их поведения.

Однако использование игровых механизмов в обучении является одним из самых эффективных способов сфокусировать внимание ребенка дошкольного возраста. С их помощью получится добиться высоких результатов и отложить в его голове нужную информацию. Представьте себе квест, в котором нужно пройти так называемые «уровни» - решить задачки, головоломки, выполнить задания для того, чтобы в конце найти и получить какой-то привлекательный трофей. Согласитесь, интересно?

Чем младше ребенок, тем меньше по времени он может фокусироваться на одном предмете или задании — это еще одна особенность его внимания. Обычно этот промежуток у детей дошкольного возраста составляет всего 1,5 — 2 минуты. Поэтому важно переключать внимание ученика с одного задания на другое, и выстраивать их логически так, чтобы повышать интерес.

-3

Раздаточный материал также имеет большое значения для концентрации ребенка — чем более красочное изображение или предмет он видит перед собой, тем скорее им заинтересуется. Если проанализировать, какие игрушки по цветовой гамме чаще всего привлекают детей в магазине, становится понятно, насколько для них важна визуальная составляющая.

Пожалуй, ни для кого не секрет, что дети испытывают самые искренние, светлые и неподдельные эмоции, в отличие от взрослых, которые зачастую с возрастом становятся менее эмоциональны в силу различных факторов. Воздействуя на позитивные чувства ребенка, также возможно удержать его внимание — он может выражать восхищение, удивление, восторг, симпатию. Все, что будет ему интересно, привлечет и сконцентрирует его внимание на более длительный период. Особенно, если вы открыли или показали что-то новое, неизвестное ему до этого момента.

-4

Все вышеперечисленные особенности зиждутся на визуальной, зрительной составляющей. А как же смысловая нагрузка? Что делать, если ребенка интересуют только мультфильмы и игры с примитивными сюжетами, гаджеты, и даже занятия в игровой форме ему чужды? Это объясняется растущей сегодня тенденцией и спросом на ребенка-потребителя — кино и мультики наполнены экшеном, плоским юмором, впечатляющими спецэффектами и компьютерной графикой, которой удается эффектно заинтересовать детей.

И тут в игру вступает личный подход и смекалка педагога или родителя. Если взять по отдельности каждый вышеописанный фактор, добавить к ним востребованных среди юного зрителя героев и разработать на этой основе учебный план, наполнив его смыслом и захватывающим небанальным сюжетом, внимание ребенка гарантировано будет приковано к такому нестандартному занятию.

Как развить внимание у ребенка

Упражнение «Точка»

На стену вешается лист бумаги, на котором нарисована жирная точка. Ребенку нужно смотреть на точку, не отвлекаясь. Первое время ему, скорее всего, будет сложно, поэтому точку можно заменить на игрушку, рисунок или кадр из мультика. Чем дольше ребенок сможет смотреть, не отвлекаясь, тем лучше. Хороший результат — от 3 минут.

Упражнение «Где что?»

Ребенок наблюдает за поставленными в ряд игрушками. Затем он отворачивается, а порядок игрушек в ряду меняется, также может быть добавлена новая игрушка. Задача ребенка — рассказать, что изменилось. По мере совершенствования можно усложнять задачу, добавляя все больше и больше игрушек.

Упражнение «Запоминайка»

Аналогичное упражнение. Перед ребенком несколько предметов, у него есть 5 секунд, чтобы их запомнить. Затем предметы накрываются покрывалом. Задача ребенка — по памяти рассказать, что и где располагалось. Также по мере совершенствования навыка постепенно можно добавлять больше предметов.

Упражнение «Линии»

В Интернете полно картинок-лабиринтов. Возьмите несколько и попросите ребенка проследить путь от начала и до конца взглядом. Для этого ему придется сконцентрироваться и очень внимательно следить за нарисованным.

Упражнение «Буквоед»

Нужен любой текст (например, новость из газеты) и карандаш. За 5 минут ребенок должен вычеркнуть из текста, например, все буквы «Б» или любую другую. Справился? Тогда можно усложнить задачу — в другом тексте предложите ребенку вычеркнуть определенные буквосочетания или просто две разные буквы.

-5

Сегодня родители, имея высокую занятость на работе, или попросту не зная, чем занять ребенка, прибегают к самому простому способу скоротать его время — дать в руки гаджет, контент которых полностью завладевает их вниманием. Такой подход к воспитанию дошкольника не просто негативно влияет на его развитие, но и может привести к серьезным трудностям в дальнейшем обучении в школе.

По статистике таким детям гораздо тяжелее дается усвоение материала, поскольку в них отсутствует усидчивость и сила воли для достижения концентрации. И для того, чтобы в последствии была возможность не просто переключить внимание ребенка на развивающие занятия, но и сохранить знания в его голове, педагоги вынуждены разрабатывать новые программы и искать пути решения тех проблем, которые диктует современный мир.

Приходите в школу «Трамплин», где наши педагоги научат вашего ребенка учиться с удовольствием.