Найти тему

Проверка контрагентов. Три причины зачем это делать

Новых поставщиков и подрядчиков мы обязательно проверяем. И вот почему.

  1. Уже был опыт "попадания" на непорядочных.

Так, однажды заплатили за услуги по продвижению сайта, и все, деньги пропали, работа не выполнена.

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

Мы "попали" на относительно небольшую сумму, 30 тыс руб. Нужна была узкая квалификация, подрядчика искали и нашли через интернет. Сайт был, отзывы были, визуально все в порядке. До оплаты ничего не предвещало, составили подробное ТЗ и договор. А после оплаты, когда ожидали первые результаты, как-то все стало не очень : трубки не берут, на емайлы не отвечают, добиться ничего не получилось.

Потом уже по сверке контрагентов, увидели что это "проблемная" компания. И ставка у них на таких как "мы" - с небольшой потерей смиримся, и ресурсов влияния / давления нет.

--------------------

Итак, первая причина зачем проверять: сразу исключить проблемных подрядчиков.

----------------------

2. Проверяем, что важные факторы положительные.

В интернете множество сайтов, где можно проверить контрагента. Мы обычно смотрим https://zachestnyibiznes.ru/ - пробиваем по ИНН, это бесплатно, и много открытой информации.

Главное окно проверяемой компании по ИНН, вниз финансы, и плюс еще вкладки:

картинка для примера, чужие цифры

Проверка контрагента по ИНН. Скрин с сайта.
Проверка контрагента по ИНН. Скрин с сайта.

-------------------

Проверяем не только новых, но и старых контрагентов, раз в год, все ли у них в порядке.

Если у них проблемы, то нас могут включить во "встречную" налоговую проверку и тп. А это лишние сложности.
На самом деле нам нравится работать в "официальном" канале продаж. Наши основные поставщики - представители крупных иностранных компаний. Они ежегодно проводят аудит у себя, и в рамках него и в нашей бухгалтерии автоматически наводится порядок.
Также я предпочитаю работать с известными компаниями, лидерами в своих сегментах, чтобы все новое что у них появляется, было предложено и нам.

На что обращаем внимание

  • Светофор - суммарные итоги по компании - желательно чтобы "красных" и "желтых" факторов не было, а если есть, то смотреть почему (может, и не существенно для нас, или наоборот реальные проблемы и работать с ними не стоит). В данном случае, 2 фактора в красной зоне и 1 в желтой.
  • Сколько лет компании, когда менялся директор и тп - если несколько лет изменений не было, то компания стабильная
  • К какому типу относится (в данном случае к Малому предприятию, 16—100 человек), сколько всего сотрудников и что их количество резко не падает. В данном случае приличный рост
  • Основной вид деятельности, в данном примере "62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения". Все в порядке, мы у него и оплачиваем доступ в их программное обеспечение. Важно, чтобы код деятельности и реальная деятельность совпадали, если так, то никаких потенциальных проблем нет.

Из свежих проблем, зачем нужно проверять коды у вашего подрядчика ИП, краткая цитата и подробная ссылка

Теперь заказчикам нужно тщательнее проверять контрагента ИП. Если окажется, что он выполняет работу или оказывает услугу не по своему коду ОКВЭД, придется уплатить с его вознаграждения НДФЛ. Если этого не сделать, при проверке заказчика налоговая инспекция может обнаружить нарушение и назначить штраф — 20% от суммы налога. Кроме штрафа придется уплатить сам налог с пенями.
Чтобы не пришлось уплачивать НДФЛ, нужно до выплаты вознаграждения контрагенту ИП проверить его коды ОКВЭД.
Если в ЕГИП контрагента нет подходящего кода, предупредите ИП, что с его вознаграждения придется удержать НДФЛ. Чтобы не терять деньги, он может сам дополнить ЕГРИП: для этого надо подать заявление в налоговую инспекцию.

--------------

Еще важные для нас факторы: что руководители и собственники компании "ни в чем таком" не замешаны, в спец-реестрах не значатся, штрафов и неуплат нет.

Положительные факторы о компании. Скрин с сайта.
Положительные факторы о компании. Скрин с сайта.

-----------------

Итак, вторая причина проверки: накануне развития отношений, совместных проектов, продления договоров, стоит проверить постоянных партнеров, что у них все ок.

------------------

Если проверку будете делать раз в год, удобнее делать летом, как раз появляются новые данные. На сейчас есть цифры за 2020 год, а летом появятся итоги 2021 года.

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

---------------

3. Делаем сверку "с нами".

Как только появляются новые итоги - а они включают данные о финансовой деятельности, такие как доходы ,расходы, прибыль и тп, вплоть до полной детализации баланса - мы изучаем эти данные за новый год по нашим Поставщикам и Конкурентам. Сверяем с нами, и понимаем, какие изменения произошли на нашем рынке.

Для примера картинка, в каком виде можно увидеть данные по любой компании (по ИНН) на https://zachestnyibiznes.ru/ в открытом доступе:

картинка для примера, чужие цифры

Скрин для примера.
Скрин для примера.

Комментарий к картинке:

Относительно небольшой годовой оборот (3 млн в месяц), расходы резко превышают доходы и в целом убыток, причем убыток был и годом ранее. При росте оборота - убыток растет. Для нормального бизнеса, конечно, это не приемлемо.

Но как я писала выше (а это продолжение примера) - это разработчик программного обеспечения, и он явно находится в инвестиционной фазе. Мы у них оплачиваем ежеквартально 1 рабочее место в "тестовом режиме" за символическую сумму, и что-то никак не перейдем к активной фазе, а глядя на эти данные, может и не перейдем никогда...

------------------

Итак, третья причина проверки: проверить данные по Конкурентам и Поставщикам, сверить со своими, понять кто как вырос / упал и какое место сами занимаем относительно рынка.

-------------------

Я веду табличку, к которой возвращаюсь раз в год и в ней суммирую все данные: свои, Конкурентов, Поставщиков:

  • оборот
  • доход (в сумме и %)
  • количество сотрудников
  • выручку на 1 человека
  • изменение год к году
  • и т.д.

Рынок у нас узкий и закрытый, данными делиться не принято. А таким образом, картинка по рынку становится яснее.

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

---------------------

Конечно, важно расти не хуже рынка. Иметь доходность не ниже среднего. Выручку на человека не ниже остальных и тп. Если все так - то компания на рынке эффективна.

Плюс можно оценить, насколько Конкуренты крупнее нас (а мы стратегически отслеживаем крупных Конкурентов), как быстро они растут и тп.

Плюс можно оценить свою долю в закупках у Поставщика, и понять свою ценность, насколько она большая для него. Или для нас.

Так, по одному из своих ключевых поставщиков, поняли, что мы даем им 1/100 их выручки. Слон и Моська 😁😁😁 Но при этом всего 125 дилеров по стране, 1/100 часть оказывается уже не так и плохо, наша часть не "средняя по больнице", а уже чуть побольше.
Мы работаем в крупном регионе, и в нем всего 2 дилера, на 2022 ставили цель вырасти по этому поставщику в 2 раза. Конечно, все сейчас идет не по плану, но уже сделанные усилия дают определенный результат. А такую цель мы смогли поставить, увидя из анализа, что есть куда расти...
Слон и Моська. Картинка из интернета.
Слон и Моська. Картинка из интернета.

-------------

Итак, напоминаю, я Елена, у нас с мужем свой собственный бизнес - интернет-магазин с 10 -летним стажем. В этом блоге делюсь что с нами происходит. Плюс делюсь опытом. Поставьте лайк, подпишитесь, напишите - полезную ли делаю работу на Дзене!

Три статьи, как нас встряхнуло в феврале и марте

---------------

#проверка контрагентов #база поставщиков #выбор подрядчика #имидж компании #репутация компании #управление бизнесом #собственный бизнес

Под тегом #еленаво-о-нас - собраны все статьи о нашем бизнесе.

------------

P.S.

Есть еще одна причина, зачем пробивать компанию по ИНН.

Косвенная, но крайне интересная. Об этом при случае напишу новую статью. Если попросите)))