Найти в Дзене

ВИДИМ ЛИ МЫ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО?

Преподобный Симеон Новый Богослов: «пообдумаем и поисследуем точнее, в чем – таинство воскресения Христа Бога нашего, каковое таинство бывает и в нас, если восхощем, и как погребается Христос внутрь нас (как в гробе), как Он соединяется с душами нашими, как воскресает в нас и вместе с Собой воскрешает и нас. Христос Бог наш, после того, как повешен был на кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, умер, сошел в преисподнюю ада, – потом, поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое, и тотчас воскрес из мертвых, – и, наконец, вознесся на небеса с силой и славой многой. Таким же образом и теперь, когда мы, оставляя мирскую суету, при исповедании страстей Христа Господа, входим в гроб покаяния и смирения, Он Сам сходит с небес, входит в тело наше (как в гроб), соединяется с душами нашими и воскрешает их, мертвых сущих по грехам, и воскресив дает благодать видеть славу сего таинственного воскресения. Так, воскресение Христово бывает воскрешением и нас, падших в грех и мертвых. Воскресение и слава Христова есть (как сказали мы) собственное наше воскресение, которое бывает, проявляется и видится в нас посредством воскресения Его, совершаемого Им в нас. Воскресение же души есть единение ее с Жизнью: ибо, как тело мертвое, если внутрь себя не примет живой души и не сольется с ней неслиянно, не может жить одно само собой, – так и душа, не может жить истинной и вечной Жизнью одна сама собой, если неизреченным образом она не соединится неслиянно с Богом. Душа, не взирая на то, что она невещественна и бессмертна по естеству, бывает мертва и бесчувственна, прежде чем соединится с Христом, – прежде чем увидит, что она соединилась с Ним и воскресла, – прежде чем познает то и восчувствует: ибо ни познания не бывает без видения, ни видения без чувства (т. е., прежде кто-либо видит вещь, и, видя ее, познает, а потом и чувствует). В отношении к телесному, чувство бывает и без видения (как, напр., слепец, споткнувшись ногой о камень, чувствует боль); в духовном же, если ум не придет в состояние созерцания, чтобы созерцать то, что выше понимания, то не может чувствовать таинственного от того воздействия. Итак, тот, кто говорит, что он чувствует духовное, прежде чем придет в состояние созерцания того, что выше ума, слова и помышления, тот подобен слепцу, который чувствует добро и зло, какие испытывает, но не знает, что у него под руками и ногами, и что может живить его или мертвить, потому что не имеет очей, чтобы видеть и знать то. Поэтому сколько раз бывает, что он поднимает жезл, чтобы ударить врага, а ударяет друга, при всем том, что и враг стоит перед ним и глумится над ним. Воскресению Христову верят премногие–многие, но мало таких, которые чисто зрели бы его; те же, которые не зрят так воскресения Христова, не могут покланяться Иисусу Христу, как Господу. Священная песнь, которую часто мы имеем в устах своих, гласит: Воскресение Христово (не «веровавше», а что? – Воскресение Христово) видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Как же это Святый Дух подвигает нас петь: Воскресение Христово видевше, т. е., что мы видели воскресение Христово, – когда мы не видели его, поскольку Христос воскрес более тысячи лет тому назад, да и тогда никто не видал, как Он воскрес? Сими словами церковная песнь завещала нам возглашать совершенную истину, напоминая о том воскресении Христовом, которое бывает в каждом из нас – верных, и бывает светоносно, блистая сияниями Божества Его нетления. Светоносное присутствие Духа показывает на совершившееся в нас воскресение Господне, и еще паче – дает нам благодать видеть Самого Воскресшего Христа Господа. Поэтому мы и поем: Бог Господь и явися нам, – и, желая показать второе Его пришествие, прибавляем вслед за тем: благословен грядый во имя Господне. Итак, в тех, в ком явился Христос воскресший, всеконечно Он и зрим бывает духовно, и видится духовными очами: ибо, когда приходит в нас Христос благодаря Святому Духу, то воскрешает нас из мертвых, какими мы бываем до этого, и животворит, и делает, что мы видим в себе живым Его Самого, Бессмертного и Нетленного. И не только это, но Он дает нам благодать и такую, что мы ясно познаем, как Он воскрешает нас и прославляет вместе с Собой (как удостоверяет все Божественное Писание)».