Хитрости Иманта Ланцманиса, директора Рундальского дворца, которым когда-то владел герцог Бирон, фаворит Анны Иоанновны.
Ночь во дворце, которая определила всю мою дальнейшую жизнь
…А здесь мы ночевали с моим другом, Леопольдом Клавиньшем, когда приехали в первый раз посмотреть дворец. Мне исполнился 21 год, я учился в Академии художеств и думал только о живописи. Все двери были заперты, но один навесной замок нам удалось открыть, и мы проникли внутрь. Долго бродили по помещениям. Последний автобус в Ригу уходил рано, и мы решили остаться во дворце на ночь, чтобы все посмотреть получше. Оказалось, что можно прекрасно выспаться и на полу.
Нам тогда и в голову не приходило, сколь прочные узы свяжут нас с этим дворцом. Нет, вещих снов мы не видели. И все же… В следующем 1963 году меня и Леопольда Клявиньша вдруг пригласили реставрировать дворец.
Словно он каким-то образом притянул нас. И мы дали свое согласие. На всю свою жизнь.
Вазы Доротеи Курляндской
Прекрасная Доротея, урожденная графиня фон Медем, в 1779 году в возрасте 18 лет стала третьей женой 55-летнего Петра Бирона, сына знаменитого Иоганна Бирона, фаворита императрицы Анны Иоанновны. Она с успехом выполняла для мужа, как было принято в то время, щекотливые дипломатические поручения, блистала при европейских дворах умом и красотой, и в 1791 году прусский король Фридрих Вильгельм II в знак благоволения подарил ей пять бесценных веймарских ваз.
Доротея перевезла вазы в свое имение Лебехау, где она жила отдельно от мужа и где ее навещали Гете и Шиллер, Наполеон и Александр I. Здесь вазы и находились до 1907 года. Затем дом выставили на продажу, но в него приехал принц Густав Бирон и приобрел самые ценные вещи, в том числе и пять этих уникальных ваз. Они появились на фотографии Серебряной комнаты Гроссвартенбергского дворца в Силезии и потом исчезли на многие годы.
Только в 2000 году мы узнали, что две из них стали собственностью принца Торлони и «поселились» в Риме. Мы тогда делали в Рундале тематическую выставку и написали принцу письмо с просьбой предоставить нам фотографию ваз. Ответ его секретаря гласил: у принца так много ваз во дворце, что нужные найти невозможно.
...Как-то раз мы с сестрой были в гостях у коллег в Бауском замке (это тоже в Латвии - прим. авт). И они спросили, не знаем мы ли недорогие мебельные аукционы XVI–XVII века. Вечером сестра взялась их искать и вдруг позвала: «Посмотри, здесь продают вазы Доротеи! Я же не ошиблась?» Да, это были они – в 2017 году принц Торлони умер, и наследники, как это сейчас принято, распродавали всю обстановку. В том числе и две веймарские вазы.
Мы собрали все деньги, которые только могли отыскать. И очень боялись, что покупку перебьет один богатый финский банкир, происходивший по линии матери от принцессы Вильгельмины – он уже увел у нас из-под носа много ценных предметов, связанных с Бироном. Но нам несказанно повезло – обе вазы мы получили по стартовой цене, всего за 12 000 евро, а покупку оплатил ныне здравствующий принц Бирон. Он подарил нам эти вазы. Обе – в идеальном состоянии, без единого скола.
Напротив ваз размещен портрет их владелицы. Оригинал портрета написан Ангеликой Кауфман в 1785 году, а у нас – одна из трех копий, которые сама Доротея заказала для своих близких. Мистика истории заключается в том, что теперь Доротея любуется своими сокровищами.
И в удивительном совпадении: если бы мы не поехали в гости в Бауску и не взялись бы помогать коллегам в поисках мебели, вазы прошли бы мимо нас.
И самое главное: мы с сестрой попросили экстрасенса сделать «занавес» перед вазами на аукционе, чтобы никто их не заметил и не перешел нам дорогу. Сейчас купить такие вазы практически невозможно, они уникальны и бесценны. «Занавес» сработал.
Понравилось? Подпишись на наш канал!
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"