Найти тему
Парад паровозов

«Юный Пионер» советских узкоколеек и детских дорог. 5 интересных фактов об одном раритетном паровозе

Оглавление

Продолжаю рассказывать о паровозах ростовской Детской железой дороги (ДЖД). Сегодня речь о весьма интересом локомотиве с индексом «ЮП».

Фото из архива СКЖД.
Фото из архива СКЖД.

Для лучшего понимания, что это за «зверь» такой, обратимся к истории. ЮП — это собственный индекс паровоза, который расшифровывался как «Юный Пионер». Тот самый, который всегда был «готов к борьбе за дело коммунистической партии» (кому посчастливилось быть пионером в СССР, носить красные галстуки, произносить клятвы и кричать речевки, тот наверняка понимает, о чем это я). Однако не будем отклоняться от темы.

1. «Пионер» и четыре завода

По информации из Википедии, локомотивы ЮП — это паровозы серии 159: узкоколейные ж/д машины типа 0-4-0, выпуск которых в Советском Союзе стартовал в далекие уже 30-егоды XX века. Всего с 1930 года по 1941-й в СССР построили 900 таких локомотивов. Первые паровозы спроектировали конструкторы и инженеры легендарного Коломенского завода.

Паровоз серии 159. Фото из Википедии.
Паровоз серии 159. Фото из Википедии.
«Впоследствии с небольшими изменениями паровозы типа 159 строились по чертежам Коломенского завода Подольским, Невским и Новочеркасским заводами. До 1946 года паровоз 159 являлся основным типом узкоколейного паровоза, эксплуатировавшегося в лесной, торфодобывающей и других отраслях промышленности СССР», — говорится в статье из Википедии.

2. Маневренный как «танк»

Упомянутый выше тип 0-4-0 означает, что перед нами паровоз с четырьмя движущими осями в одной жесткой раме. Это характерно и для локомотивов серии 159 вообще и для «Юного Пионера», в частности. Такой паровоз работал на различных стальных узкоколейках: ширина колеи — 750 мм. Конструкционная скорость машины составляла 20-25 км/ч. Давление пара в котле было 12-13 кг/см2. Вот лишь некоторые из тактико-технических характеристик такого локомотива.

Паровоз «Юный Пионер». Фото из архива СКЖД.
Паровоз «Юный Пионер». Фото из архива СКЖД.

А еще на площадках паровоза мастера устанавливали ящик для топлива с левой стороны и бак для воды — с правой. Это, по словам специалистов, позволяло локомотиву на маневрах примерю час работать без тендера (то есть, эксплуатировать ЮП в качестве танк-паровоза, у которого вода и топливо хранятся в специальных емкостях — танках).

3. Легок на подъем

Относительно небольшие размеры и масса (длина — 9400 мм, вес — 14 т) позволяли железнодорожникам довольно быстро перемещать «пионера» из одного региона в другой, используя возможности обычной стальной магистрали. Происходило это так: паровоз грузили на стандартную двухосную платформу и так, в собранном виде, отправляли по широкой колее. Это существенно облегчало использование таких локомотивов, например, на военно-полевых железных дорогах.

Погрузка паровоза на платформу. Фото из архива музея СКЖД.
Погрузка паровоза на платформу. Фото из архива музея СКЖД.

В наше время примерно такой способ применяют для транспортировки старых узкоколейных паровозов на ремонт. Похожий случай я недавно описывал в статье «От пьедестала в Краснодаре к работе в Ростове. Как паровоз «мягкий знак» лишили вечного покоя».

4. «Родился» в Подольске, «прописался» в Ростове

Непосредственно в Ростове-на-Дону, на местной детской железной дороге трудился паровоз ЮП-305. Его 86 лет назад — в 1936 году — построили в цехах Подольского завода. Эта модель имела также автотормоза системы Вестингауза и нефтяное отопление. Ростовская ДЖД открылась в ноябре 1940-го. Во время работы на детской дороге локомотив оснастили радиосвязью и скоростемером. Затем, во время Великой Отечественной войны, весь подвижной состав ДЖД эвакуировали в столицу Грузии — Тбилиси.

Паровоз ЮП-305 с поездом на станции «Победа» Ростовской ДЖД. Фото из архива дороги.
Паровоз ЮП-305 с поездом на станции «Победа» Ростовской ДЖД. Фото из архива дороги.

В Ростов «Юный Пионер» вернулся в марте 1946 года и прослужил здесь верой и правдой еще 14 лет. В конце 1960 года руководство ДЖД приняло решение о списании локомотива. После этого подвижной состав ДЖД неоднократно менялся. Например, только паровозов было еще два.

Сейчас к ЖДЖ приписан паровоз Гр-185 (1948 года выпуска), а сама дорога с 2018 года находится на реконструкции.

Паровоз Гр-185. Фото с сайта ростовской мэрии.
Паровоз Гр-185. Фото с сайта ростовской мэрии.

5. Не «Юный Пионер», но похож

Дальнейшая судьба локомотива неизвестна. Скорее всего, после списания его утилизировали. Впрочем, в целом в мире таких паровозов немного осталось. Всего девять, если верить той же Википедии. Эти локомотивы существуют как музейные экспонаты или в виде памятников.

Кстати, один из них есть в Ростовской области, в городе Новочеркасске, где на местом заводе когда-то выпускали паровозы 159-й серии. Паровоз №159-205 перед зданием заводоуправления Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗа) установили в апреле 2011 года, в честь 75-летия со дня выпуска заводом первого паровоза 0-4-0 серии 159. Этот локомотив также создали мастера Подольского машиностроительного завода.

Паровоз №159-205 перед зданием заводоуправления НЭВЗа.
Паровоз №159-205 перед зданием заводоуправления НЭВЗа.

До 1991 года этот паровоз работал на Малой Закавказской железной дороге в Тбилиси. В2010-м «железного малыша» выкупили у Тбилисской ДЖД. Затем доставили в Новочеркасск, где локомотив и обрел последний приют.

На этом пока все. Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Пишите комментарии.

До скорых встреч!

#паровоз #ссср #локомотив #война #джд #победа #завод