Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
Сегодня, когда в каждом доме есть компьютер, настольные игры отошли на задний план. Во многих семьях родители не понимают, зачем покупать разнообразные игры, если в сети интернет полно доступных развлекательных и развивающих игр? Кроме того, ритм современной жизни настолько быстрый, что, порой, у взрослых нет времени выделить хотя бы полчаса, чтобы поиграть с детьми. А, иногда, к сожалению, и желания...
Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей любого возраста.
Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.
Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.
Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей.
Дети играют как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивается чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Кроме этого использую и все виды образовательных игр.
В своей работе, как смена деятельности и для сплочения коллектива, предлагаю ребятам логические настольные игры.
Удивительно занимательная настольная игра «Мistakos» покорит своим веселым игровым процессом игроков различных возрастов и увлечений. Настольная игра «Мistakos» представляет собой возведение конструкции из стульчиков и отлично развивает координацию и глазомер игроков, поднимает настроение, увлекает, развивает фантазию.
При совместном строительстве башни, предполагают сотрудничество, а не борьба между игроками. Целью ставлю, построение командой высокой башни, а не каждого игрока отдельно. Поэтому чаще всего мы с ребятами совместно ищем путь установки стульчика, и даже если башня рушится, то от этого только становится весело и делается попытка исправить ситуацию, понимая, что конструкция имеет точку опоры и нужно удержать баланс конструкции.
Игра «Magnetis» «окунает» в своеобразную загадочную атмосферу космоса, красивый дизайн, привлекает детей, а сильные, гремящие при столкновении магниты вызывают восторг. Детям очень нравится эта простая в плане игровых действий игра. Зато сколько эмоций получаем играя в нее, но и хотя правила просты, смекалку тут все-таки приходится использовать.
Настольная игра-головоломка IQ-Блок от Bondibon. Сложная игра, требующая концентрации, внимания и мышления. Ее использую только как индивидуальную или подгрупповую. Как индивидуальную, в нее мало кто из детей играет, причина думаю, в том, что все-таки детская игровая деятельная, прежде всего совместная деятельность. А вот как подгрупповая, а точнее с преподавателем, она используется чаще. Так как у нас есть возможность совместно решить задачу любой сложно.
Шахматы и шашки использую не только традиционно, но и успеваем за 15 минут отдыха, придумать сказочную историю с красивыми шахматными фигурами, младшим школьникам очень нравится такая игра, так как тут мы можем и петь вместе с нашими героями и придумывать различные диалоги, которые дети охотно изображают различными голосами. А из шашек, может построить совместно «пирамиду», фигуры животных.
Играя совместно в игры логической направленности, я ставлю перед собой цель не только сплотить коллектив (хотя на первых занятия, это главенствующая цель), но и развивать у детей логическое мышление. В нынешнее время, с множеством гаджетов, дети не умеют проводить логические цепочки, им сложно фантазировать. А все-таки фантазия это прежде всего самый настоящий «детский мир».