Сензитивные периоды - это неотъемлемая часть развития ребенка в ранний период его жизни. Данные периоды находят отклик у таких исследователей как Монтессори, Выготский, Запорожец, Мухина, Фарфель, Кузнецова , Гужаловский, Матвеев, Любомирский, Лях и многие другие.
Если сказать более научным языком, сензитивные периоды - это периоды повышенной восприимчивости ребенка и их возможностей к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Точных границ периодов нет, психика у детей гибка, и не все дети находятся в умственной норме, что растягивает периоды на неопределенный срок. Но с точностью можно сказать, что сентизивные периоды присущи всем детям, только разные авторы проводят в литературе свои концепции и взгляды.
Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:
- Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
- Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
- Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
- Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
- Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
- Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет).
Бедную Марию Монтессори мучает премиальный сегмент дошкольного образования, наделяя авторскую методику развития инновационными и уникальными характеристиками, хотя тему развития дошкольного возраста изучали многие педагоги и психологи, их фамилии даны в первом абзаце. Изучал и Выгодский и ушёл намного дальше в своих исследованиях.
Если развитие любого периода было упущено, то то или иное развитие будет уже даваться не так эффективно. Особенно это актуально в коррекционной педагогике.
Ускорять прохождение периода тоже не имеет смысла, лучше скрасить период богатым материалом. Детство у детей тоже должно быть.
Каждый период образует новый теоретический пласт знаний для успешной интеграции другого периода. Например, развитие социальных навыков будем намного усложнено, если инструмент коммуникации, такой как речь, будет не развит.
Надеюсь, четко, кратко и понятно.