О.А.Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Актуальность.
Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать со счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Поэтому было принято решение……………. Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: массажных мячиков, ковриков, крупных бигуди, прищепок, счетных палочек, эспандеров, зубных щеток, платочков, шестигранных карандашей, стопоров, пальцеходов и т.д. Все игры сопровождаются стихотворениями. Проговаривание стихов, одновременно с движениями пальцев рук, обладает рядом преимуществ: речь делается более четкой, эмоциональной, громкой, ритмизуется движениями. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Дети очень любят играть с предметами – заместителями, которые окружают их в быту.
Цель:
Ø Развитие мелкой моторики и координации движений рук через использование игр с нестандартным оборудованием.
Задачи:
Ø Совершенствовать развивающую среду в группе, укомплектовав ее необходимыми предметами: массажными мячиками, ковриками, эспандерами, прищепками и т.д.;
Ø Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики;
Ø Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и развития общей моторики с речевой деятельностью детей;
Ø Повышать гибкость и ловкость детских рук с помощью разнообразных методов, приемов, форм;
Ø Улучшить координацию движений, глазомер, логическое мышление, воображение, творческие способности, зрительную и слуховую память;
Ø Создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе для плодотворного сотрудничества ребенка и педагога.
Методы и приемы развития мелкой моторики рук и координации движений:
Ø пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
Ø пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования со стихами;
Ø пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования без стихотворного сопровождения;
Ø лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки);
Ø конструирование: работа с палочками Кюизенера, конструктором ЛЕГО
Ø различные виды аппликаций;
Ø копирование узоров, рисунков, работа в тетрадях;
Ø штриховка;
Ø лабиринты;
Ø игры с мелкими предметами;
Ø игры с камешками и Марблс;
Ø пазлы, мозаика и т.д.
v Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в самостоятельную деятельность детей.
v Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
v Составление картотеки здоровьесберегающих игр и упражнений «Звуковая гимнастика»;
v Консультации для воспитателей по развитию мелкой моторики рук: «Использование Су - Джок терапии в коррекционно-педагогической работе с детьми» (на сайте ГБДОУ.
v Презентация на мини – сайте «Пальцы помогают говорить».
v Презентация родителям игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
v Консультация для родителей: «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
v Ознакомление педагогов с методической лимтературой по данной тематики.
Предполагаемый результат:
Ø Кисти рук детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений рук.
Ø Улучшится речь, увеличится словарный запас, возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности, речь станет более эмоциональной.
Ø Повысится уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, памяти.
Ø Дети научатся работать в тетрадях, ориентироваться в пространстве, рисовать по клеточкам и срисовывать по образцу.
Ø Создание картотеки разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
Ø Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики.