Американская "дипломатия принуждения" становится все менее эффективной
(по материалам "Global Times" от Apr 08, 2022 01: 59 AM)
В наши дни США имеют тенденцию шантажировать страны международного сообщества, которые не поддерживают их по украинскому вопросу. Китайские СМИ придумали более точное определение такого давление - to kidnap. И такая политика США в отношении несогласных - сродни похищению целых стран.
Высокопоставленные чиновники Вашингтона по очереди угрожают странам, включая Китай и Индию. В среду заместитель госсекретаря США Венди Шерман высокомерно заявила, что санкции в отношении России должны дать Китаю "четкое понимание" последствий, с которыми Пекин может столкнуться, если окажет материальную поддержку Москве. В тот же день директор Национального экономического совета при Белом доме Брайан Диз заявил, что США объяснили Индии, что последствия "более тесного стратегического сотрудничества" с Москвой будут для Дели "существенными и долгосрочными". Ранее американские официальные лица несколько раз обращались к индийским властям и оказывали давление на Индию, и даже намекали на введение санкций. Президент США Джо Байден также раскритиковал реакцию Индии на российско-украинский конфликт как "шаткую".
Похоже, что украинский кризис стал зеркалом, отражающим характер США, стремящихся к гегемонии для себя путем принуждения других. Сначала Вашингтон "похитил" небольшие страны используя приманку безопасности, и превратив их в пешки для прощупывания и сдерживания крупных стран. Затем Вашингтон продолжал провоцировать и разжигать споры, толкая этих пешек в огненную яму, держа союзников в заложниках, в силу так называемых ценностей, и заставляя их платить за свою гегемонию. После этого Вашингтон еще больше расширил свои возможности и использовал различные средства, чтобы заставить другие страны по всему миру принять свою сторону, пытаясь таким образом сокрушить противников и сохранить свою абсолютную гегемонию.
По иронии судьбы, Вашингтон обвиняет Китай в применении "дипломатии принуждения" в последние годы, но украинский кризис точно показал, что именно США не жалеют усилий для принуждения других стран. Они пытаются втянуть другие стороны в кризис, пока сами США выдает долларовые кредиты на вооружения и пожинает прибыль.
На самом деле "принудительная дипломатия" создана Вашингтоном. Термин "дипломатия принуждения" был создан американскими учеными для обобщения политики США в отношении Лаоса, Кубы и Вьетнама в 1970-х годах. После окончания холодной войны, от Латинской Америки до Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, в качестве мер против "стран-изгоев", таких как военная угроза, политическая изоляция, санкции и блокада технологий, США запугивали небольшие страны, заставляя их служить американским национальным интересам. В противном случае эти страны подвергались санкциям и изоляции, а их правительства могли быть свергнуты. "Дипломатия принуждения" была интегрирована в суть американского внешнего поведения, и она усиливалась и падала вместе с трендом американской гегемонии. США сформировали систему" комбинированных ударов", чтобы полностью согласовать ее со своей гегемонистской логикой, что "тот, кто подчиняется США, будет процветать, но кто идет против него, пострадает".
Планы США по выстраиванию политики во внешней и внутренней сферах получили новый импульс в подготовленном администрацией Д.Байдена документе «Временные указания по стратегии национальной безопасности» от 3 марта 2021 г. Документ на 23 страницах определяет основные цели, связанные с деятельностью новой администрации США и предшествует подготовке Стратегии национальной безопасности, которая будет призвана заменить стратегию, принятую администрацией Д.Трампа в декабре 2018 г.
Впервые в новейшей истории Вашингтон в таком важном документе главное внимание отвел Китаю, который упоминается 20 раз и характеризуется как «единственный конкурент» в мире, «способный объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь». В новом документе подчеркивается стратегически враждебная по отношению к США роль Китая.
Россия в «стратегических указаниях» упоминается 5 раз как глобальный военный противник и позиционируется как страна, которая стремится «усилить свое глобальное влияние и играть подрывную роль на мировой арене». В этом же ряду региональных военных игроков, опасных для США, названы Северная Корея и Иран.
Как представляется, кажущееся понижение статуса России в сопоставлении с Китаем (5 против 20 упоминаний в тексте) продиктовано определенным стратегическим замыслом авторов, имеющим целью «напустить тумана неопределенности» и сохранить свободу действий. Но есть и объективные причины американской озабоченности растущей мощью КНР, связанные с успехами республики в разработке современных систем связи 5G, технологий искусственного интеллекта, квантовых технологий и разработке суперЭВМ. Следует ожидать дальнейшего ужесточения США и ЕС мер по сдерживанию Китая, в первую очередь, в сфере промышленных технологий двойного назначения.
Говоря об инструментах внешней политики США, авторы этого документа на первое место поставили дипломатию - дипломатию принуждения. (При этом по-прежнему весьма важная роль в стратегии национальной безопасности США отводится военной силе, которая должна быть «умной и дисциплинированной». Говорится о том, что при этом военная сила должны быть «крайним средством». )
США изо всех сил стараются монополизировать право на толкование таких понятий как "демократия", "свобода", "права человека" и "суверенитет". Они склонны наклеивать различные ярлыки на незападные страны, которые настаивают на независимой внешней политике, и подталкивать их к противоестественным человечеству "общечеловеческим ценностям". Ценности и стремления, накопленные за долгую историю человечества, стали песочными часами, которые США могут бессмысленно опрокинуть. В одно время США хотят, чтобы "права человека превалировали над суверенитетом", а в другой момент Америка выступает за то, что "суверенитет должен превалировать над правами человека".
С другой стороны, "принудительная дипломатия" - это расчет интересов. Недавно заместитель секретаря Совета Безопасности России Дмитрий Медведев заявил, что США, оказывая давление на европейские страны с целью введения санкций против России, сами продолжают импортировать российскую нефть, причем импорт на прошлой неделе увеличился на 43 процента по сравнению с неделей назад, до 100 000 баррелей в день. Минфин США также позволил американским фирмам импортировать российские минеральные удобрения. Для Европы война и санкции принесли волну беженцев, отток капитала и нехватку энергии, но для США война и санкции позволили США извлечь выгоду из хаоса. "Для кого война, а для кого - мать родна" - гласит русская поговорка.
Однако "дипломатия принуждения" США - палка о двух концах. Эта дипломатия подорвала доверие к американцам, поскольку она привела к большому числу жертв. Данные показали, что со времен Второй мировой войны число неестественных смертей иностранных граждан из-за санкций США превысило общее число погибших во всех войнах за тот же период. Теперь все больше и больше стран не желают подчиняться американскому принуждению. Поэтому перед лицом давления США премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что "Индия твердо стоит перед миром со своими интересами без какого-либо страха или давления". Такие страны, как Сингапур, который имеет" дружественные связи " с США, также выразили, что они неохотно принимают чью-либо сторону. Это сопротивление американской "принудительной дипломатии" только нарастает.
Американская "принудительная дипломатия" становится все более неэффективной, поскольку мир видит ее фальшивую мораль и истинную гегемонию. По сути, именно Вашингтон стоит на неправильной стороне истории. США не смогут всегда заставлять другие страны "таскать каштаны из огня" для них, и еще менее возможно расширять свою гегемонию путем запугивания. Мир становится другим.