Вопрос
Девиация - вопрос курьезный. Впервые работы на эту тему начали появляться еще в 19 веке. Отправной точкой считается известнейшая работа Эмиля Дюркгейма, французского социолога, «Самоубийство».
После этого тема человека, не попадающего в рамки общественного сознания, стала достаточно часто всплывать в литературе («Маугли» Редьярда Киплинга, практически все главные герои антиутопий, в частности «1984» и «451 градус по Фаренгейту»), в кинематографе («Голова Ластик» Дэвида Линча, «Заводной Апельсин» Стэнли Кубрика, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы) и, как следствие, в манге и комиксах («Наруто» Масаси Кисимото, «Хранители» Алана Мура). Я видел достаточно произведений современной культуры так или иначе отсылающих читателя к этой теме, но глубокими из них можно было назвать немногие. Именно поэтому для меня стал актуальным вопрос: может ли тема девиантности полноценно раскрыться в современном художественном произведении через визуальные средства повествования? Ответ долго не находился, но в 2018 году Тацуки Фудзимото начал сериализацию манги «Человек-бензопила» и после прочтения я понял: это оно!
Анализ: начало
Главный герой этой мелодрамы - парень по имени Дэнджи, лишенный обоих родителей. Мама мальчика умерла от проблем с сердцем, а его отец совершил самоубийство, повесив на сына все долги. Из-за чего тот был вынужден продать многие не жизненно важные органы, чтобы выжить. Сейчас я вкратце описал первые несколько страниц манги, но они уже дают много информации про девиантную природу Дэнджи.
Одна из основ стабильного входа человека в социум - это воспитание. Именно оно определяет, насколько легко человек может социализироваться и в дальнейшем развиваться как часть общества.
Дэнджи был полностью лишен этих возможностей.
Отец до своей кончины вел разгульный образ жизни: много выпивал и не зарабатывал денег. Из-за этого с детства жизнь Дэнджи представляла собой жуткое зрелище. Он никогда не ел нормальной еды (в основном это были хлеб и различные объедки), не общался со сверстниками и жил в нищете, что сильно отразилось на представлениях мальчика о мире. К тому же у него не было дошкольного и базового образования, поэтому в 16 лет Дэнджи даже не умел читать.
Все это отчётливо дает понять: мальчик с подобным прошлым не сможет нормально существовать в современном мире. Барьеров очень много, начиная с отсутствия базовых представлений о социуме и заканчивая полной дезориентацией в отношении своего положения в нем. Но тут есть несколько моментов. Первое - прошлое Дэнджи далеко не так однозначно, а второе - эта история называется «Человек-бензопила».
Первый момент важен, потому что здесь задействован прием «ненадежного рассказчика» (хорошим примером этого является «Американский психопат» Мэри Хэррон). Он проявляется с помощью образа двери, который идет лейтмотивом через всю мангу и обозначает некий секрет, который Дэнджи спрятал глубоко внутри своего подсознания. К этому моменту я обращусь чуть позже, но его важно обозначить сейчас. За ним кроется еще одна причина девиации главного героя, и при этом она хорошо демонстрируется визуально, создавая любопытный образ, так как любую дверь хочется открыть, и тревогу из-за страха неизвестности.
Нельзя умалять значение и второго момента, потому что произведение содержит фэнтезийные элементы, вследствие чего сюжет развивается нереалистично, гиперболизируя многие моменты фабулы (что, впрочем, для анализа удобно).
Я уже упоминал, что Дэнджи пришлось выплачивать долги отца, но отдавать деньги пришлось не в банк. Папа мальчика задолжал деньги Якудза. Сумма была немаленькая, поэтому избавиться от долгов можно было всего лишь несколькими способами: продавать свои органы (это выбрал главный герой), либо убивать демонов, чтобы продать их плоть (это и есть те самые фэнтезийные элементы). Мальчику повезло, так как голыми руками человеку демонов не убить, а Дэнджи в руки случайно попадает собака-демон-бензопила, с которым они вступают в дружеские отношения. Почитта (имя песика) помогает мальчику с убийствами, а парень взамен о нем заботится.
Интересно то, что Якудза буквально стали для Дэнджи единственной альтернативой привычного социума, так как только с ними он поддерживает стабильный контакт, хоть и рабочий.
Есть еще одно отклонение от нормального: вместо привычного взросления в семье у Дэнджи с юного возраста сложились отношения с преступным миром, построенные на стремлении выжить, а не на любви и заботе. Теплые чувства он получал только от разговоров с Почиттой и мечт о лучшей жизни, эскапизма, другими словами. Итак, на данном этапе у главного героя:
- не было нормального воспитания и образования;
- существуют психологические травмы, связанные с взрослением (образ двери);
- все возможное общение было сведено к рабочим разговорам с якудза и сеансам рефлексии с собакой-демоном;
- с ранних лет вынужденная борьба за выживание, убийства и продажа собственных органов.
Эти четыре пункта послужат отличной отправной точкой для дальнейшего развития персонажа и плодотворной почвой для анализа изменений, происходящих с ним.
Анализ: мясо
Разобрав прошлое героя на мелкие кусочки, мы увидим, куда его привели установки из детства, а также разберем эстетику, сопровождающую эти этапы.
Вкратце: герой лишается своей предыдущей жизни, его убивают на одном из заданий. Но Почитта сливается с Дэнджи воедино, становясь его сердцем, превращая парня в человека-бензопилу!
После разборки на место приезжают люди из бюро общественной безопасности, которое занимается уничтожением демонов. Они решают взять героя на должность охотника, увидев его нечеловеческие способности.
Жизнь героя меняется кардинально в лучшую сторону:
- он получает нормальную, оплачиваемую работу, хоть она все еще смертельно опасна;
- у него появляется возможность есть хорошую еду;
- появляются друзья;
- условия жизни становятся намного лучше.
Звучит сказочно, учитывая предыдущие обстоятельства. Однако есть одно большое «НО»: вся эта ситуация построена на эксплуатации главного героя, о которой он даже не подозревает, ведь для него это кажется раем.
Так происходит только из-за одной вещи, бэкграунда героя.
Он никогда не испытывал человеческого тепла, поэтому для него было приятным шоком, когда глава общественной безопасности, мисс Макима, обняла его при первой встрече, пытаясь поймать его во время падения.
Дэнджи никогда не мог наесться, потому что денег на еду не хватало. Так что, когда он получил доступ к хорошей пище, уровень счастья снова повысился.
Он никогда нормально не общался с людьми, поэтому, обретя друзей, стал очень дорожить ими и почувствовал себя еще лучше.
Тут и скрывается главный подвох: девиация Дэнджи стала его главной уязвимостью.
Люди с подобным прошлым невероятно наивны. Неудивительно, ведь уровень их ожиданий от жизни очень низок, так как они всегда жили в плохих условиях и не мечтали о большем. Этим и воспользовалась мисс Макима для достижения своей цели (спойлеры, поэтому без подробностей). Она поступательно увеличивала уровень жизни героя, чтобы тот думал, что все происходит естественно, хотя, на самом деле, Дэнджи не обладал никаким контролем над ситуацией, видел лишь фрагмент, а не полную картину. Поэтому я и назвал «Человека-бензопилу» мелодрамой - история полностью направляет действия героя, а не наоборот.
И, конечно же, метафоричный образ двери, олицетворяющий страх истины. С помощью открытия двери Макима полностью разрушает психику Дэнджи, чтобы тот больше не смог сопротивляться ее влиянию. Она знает, что находится за ней, и раскрывает герою правду. Давит на ту больную мозоль героя, на которую давить не стоит. Автор демонстрирует ретроградную амнезию у героя, которая является одним из типичных признаков людей с травматическим прошлым. Из-за манипуляций Макимы Дэнджи погружается в апатию.
Что же делать? Как дальше жить, если все твое прошлое было наполнено страданиями? Автор отвечает на этот вопрос так: нужно принять эту часть себя. Каждый из нас девиантен в каких-то вещах, это нормально. Невозможно постоянно вписываться в рамки, ведь в итоге человек растеряет себя. Это и произошло с Дэнджи. Макима запутала его, создав искусственные условия, которые заставили забыть его о своем девиантном опыте. Но это неправильно. Прошлый ты - это все равно ты, даже если в тот период жизни все было ужасно, нельзя о нем забывать, ведь это опыт. Не узнав мерзости, не узнать красоты. Прекрасное без безобразного не имеет смысла. Также и с девиацией. Без представления о ненормальном мы не сможем прочертить границу там, где начнется нормальное. Поэтому важно принимать себя со всем своим прошлым, каким бы оно ни было, ведь без него ты - не ты.
В манге эта мысль затронута в одной из финальных глав, где Дэнджи спрашивает у Макимы, останутся ли в ее идеальном мире плохие фильмы. На это она отвечает отрицательно. Таким образом, демонстрируются две диаметрально противоположные точки зрения: принятие и отрицание того, что мы считаем плохим, неприятным. Проще говоря, если бы не было плохого кино, то никто не знал бы, как должно выглядеть хорошее.
Анализ: картинки
Эстетика манги «Человек-бензопила» построена в том числе на контрастах как в повествовании, так и в визуальной части. Если произошло какое-то трагическое событие, то за ним последует шутка и наоборот. Тоже самое и с картинкой: в манге чередуются спокойные, меланхоличные сцены...
...и абсолютно безумные, наполненные жестокостью и абсурдом.
Подобный ход работает как отличный инструмент для отвлечения внимания читателя от всей глубины эмоциональных проблем героев, чтобы позже серьезные сцены воспринимались нормально. Но для нас важнее то, что этот контраст - прямая параллель между нормами социума и девиантным разумом героя. Почти все сцены, где Дэнджи не сражается, достаточно сдержанные и спокойные, так как там он интегрирован в общественные отношения. Но как только начинается бой, главный герой дает волю своей природе на полную катушку, превращая поле битвы и все вокруг в кровавое месиво, честно демонстрируя свой безумный и травмированный прошлым нрав. Свяжем это с предыдущим смысловым куском и увидим, что эстетическая подоплека идеально совпадает с нарративной идеей о контрасте между девиантным опытом прошлого и социально-приемлемым опытом настоящего, что в итоге смешивается и приводит к гармонии внутри героя на всех уровнях.
Заключение
Подытоживая, хочется сказать, что «Человек-бензопила» служит отличным примером логичного и умелого раскрытия темы девиации в современном обществе через эстетику и повествование одновременно, так как:
- дает предпосылки к девиации героя;
- раскрывает каждую из них по мере прогрессии сюжета;
- эстетически подчеркивает идеи, заложенные в основу нарратива.
Надеюсь, что в дальнейшем все больше произведений популярной культуры будут акцентировать внимание на подобных вопросах, ведь без них не будет ДРАЙВА.
Источники
Фреймы взяты отсюда https://mangareader.to/chainsaw-man-colored-edition-5..