Культура Китая разительно отличается европейской. Одежда, манеры, украшения этого народа отражают их внутренний мир, каждая деталь несет особый смысл. По тому, как одет человек, можно узнать его возраст, положение в обществе, даже профессию.
Интересно, что в Поднебесной для изготовления ювелирных изделий используют практически все камни. Популярный в Европе бриллиант здесь не прижился, вместо него чаще используют жемчуг, рубины, сапфиры и другие яркие кристаллы.
Для изготовления оберегов и украшений берут черепаховый панцирь, кость, дерево, стекло. Металлы китайцы любят покрывать цветными эмалями, что придает изделиям особую прелесть. Главными материалами для ювелиров всегда были золото и серебро, а вот платина использовалась редко. Излюбленными материалами для отделки на протяжении многих веков оставались кораллы и перья.
Китайские ювелиры достигли совершенства в разных техниках: литье, штамп, гравировка, покрытье эмалью, филигрань и прочие. В 19 веке от европейских коллег они научились огранять стекла.
Как я уже писала, украшения несли особый смысл, делились на повседневные, ранговые и официальные. Соответственно использовались и разные материалы. Например, во времена Цин представители высшего ранга носили рубины, а символом третьего был сапфир. В эпоху Мин официальный костюм обязательно включал в себя однозубчатые шпильки. Одни из самых интересных экземпляров из нефрита были найдены при раскопках в районе города Иньсюй.
Огромную роль для мужчин и женщин играла прическа. Волосы тщательно укладывались в тугие пучки, никаких свободно спадающих прядей и кудряшек. На совершеннолетие молодые люди надевали первый головной убор, а девушки могли заплести взрослую более интересную прическу.
Знатные дамы и императрицы эпохи Хань носили очень красивые большие шпильки с разнообразными подвесками и диадемы шань-ти с множеством свободно спадающих элементов. Все это смотрелось эффектно в сочетании с пышной прической и загадочным взглядом китаянки. Позже популярными стали короны фэн-гуань. Это оригинальное украшение, совершенно непохожее на привычные нам диадемы. Оно отличалось воздушностью, наличием множества мелких деталей. Громоздких драгоценностей в арсенале китаянок вы не найдете.
Если бы вы попали в эпоху маньчжуров, то смогли бы узнать аристократа по наличию в его костюме украшений с изображением дракона. Самый пафосный символ, конечно, носил император. Его супруга и наложницы надевали знаки отличия в виде золотых фениксов. В национальном пекинском музее хранится ритуальная корона императрицы Сяоцзи, украшенная девятью фениксами и двенадцатью драконами. Украшение она надевала только по особым случаям, таким как посещение храма или официальный прием государственных служащих.
В мужском наряде обязательно использовались пряжки и подвески, позже появились механические часы на цепочке. Женщины носили красивые гребни, длинные серьги, броши в виде цветов и птиц. Животный мир всегда вдохновлял китайских ювелиров, и они с удовольствием воплощали в металле хрупкие образы.
Любимым растительным мотивом был пышный пион. Его считали самым красивым цветком и наделяли особой силой, приносящей удачу. Изображение пиона встречалось на парадных костюмах и украшениях. Символом долголетия и счастья были бабочки, журавли и даже летучие мыши. Женщины предпочитали наносить на свои платья рисунки лотоса, цветков персика и лимона, считая их предвестниками многодетности и семейного благополучия.
Вам бы наверняка бусы из цветного стекла, амулеты в виде подвесок, парные браслеты с повторяющимся узором и оригинальные футляры для ногтей. Последние вошли в моду благодаря любви китаянок к длинным ногтям. В разные времена в головных уборах встречались изображения будд, даосских бессмертных, громовой и облачный узор, различные иероглифы.
Со временем в Китай пришла и европейская мода на драгоценности в стиле ар-деко. Большой популярностью пользовались камелии от Шанель, но про жемчуг и таинственный нефрит китайцы не забывают до сих пор. В их культуре все еще сильны традиции, почитание природы, предков и вера в символы и амулеты.