Картина – это отражение человеческой жизни! Будь то натюрморт со спелыми персиками, лес пахнущий свежими ветками деревьев или черепа… Все мы, когда-нибудь, задумывались о грядущей и неизбежной кончине и живописцы постарались донести до нас крылатое выражение на латинском языке Memento Mori (Помни о смерти)
В эпоху пышного барокко , когда все захватывались вычурностью и восторгались пышными картинами , отдельные художники решили пойти против канонических тем и показать современникам сущность человеческой жизни. Неказистая , полная страхов и страданий , но в тоже время прекрасная и захватывающая жизнь была перенесена на полотна. Ванитас стал аллегорией смерти и занял почетное место в истории живописи.
Каждый , совсем не заметный на первый взгляд элемент, несёт в себе подтекст. Автор закладывает смысл в каждую деталь. И чем она проще, тем в итоге она становится более важной.
Самым главным и основным элементом является череп. Его появление обязательно на каждой картине. Он символизирует неизбежность смерти. Являясь противопоставлению жизни, изображению живых именно череп бренность человеческого существования. Часы встречающиеся очень часто в композиции символизируют скоротечность времени, то, что всему есть своё время. Мыльные пузыри ,в свою очередь, отражают латинскую поговорку Hommo Bulla ( Человек есть мыльный пузырь) , что говорит зрителю о том, что жизнь может прекратиться ,так как лопается пузырь.
Испорченные, гнилые фрукты символизировали старение. Зрелые наоборот – изобилие , радость жизни. Все фрукты связывались с Библейскими сюжетами: яблоко, виноград и цитрусовые были символами грехопадения. Это дань запретному плоду в Райском саду, который вкусила Ева. Персики, сливы носили эротический подтекст, так как походили на определённые части женского тела.
Увядающие цветы так же наделялись идеей. К примеру тюльпаны ,коими славятся Нидерланды, а подавляющее большинство художников этого стиля были из этой страны, символизировали богатство человека. Но и здесь был один момент, если увядающие , значит богатство ,которым неразумно пользуются.
Игры, считавшиеся пороком и не правильным путём в жизни тоже часто изображались. Показывая на картинах предметы игр живописец говорил, азарт -это грех жизни, ошибочная её цель. Поиск удовольствия через него не принесёт ничего хорошего. Время от времени изображались деньги и предметы роскоши: зеркала, драгоценности. Картина говорила: "Человек богат и привлекателен, но в тоже время тщеславен, самовлюблён и высокомерен "
В наше время, забытый на долгое время стиль Ванитас, из редка, но всё же появляется.
P.S.
Какие пороки у современного человека, такие и атрибуты на картине!
#искусство #живопись #смерть #притягательноеискусство