Найти тему

Ванитас. Смерть неизбежна!

Картина – это отражение человеческой жизни! Будь то натюрморт со спелыми персиками, лес пахнущий свежими ветками деревьев или черепа… Все мы, когда-нибудь, задумывались о грядущей и неизбежной кончине и живописцы постарались донести до нас крылатое выражение на латинском языке Memento Mori (Помни о смерти)

Бартоломеус Брейн ст., 16 в.
Бартоломеус Брейн ст., 16 в.

В эпоху пышного барокко , когда все захватывались вычурностью и восторгались пышными картинами , отдельные художники решили пойти против канонических тем и показать современникам сущность человеческой жизни. Неказистая , полная страхов и страданий , но в тоже время прекрасная и захватывающая жизнь была перенесена на полотна. Ванитас стал аллегорией смерти и занял почетное место в истории живописи.

Симон Ренар де Сен-Андре, 17в.
Симон Ренар де Сен-Андре, 17в.
Каждый , совсем не заметный на первый взгляд элемент, несёт в себе подтекст. Автор закладывает смысл в каждую деталь. И чем она проще, тем в итоге она становится более важной.

Самым главным и основным элементом является череп. Его появление обязательно на каждой картине. Он символизирует неизбежность смерти. Являясь противопоставлению жизни, изображению живых именно череп бренность человеческого существования. Часы встречающиеся очень часто в композиции символизируют скоротечность времени, то, что всему есть своё время. Мыльные пузыри ,в свою очередь, отражают латинскую поговорку Hommo Bulla ( Человек есть мыльный пузырь) , что говорит зрителю о том, что жизнь может прекратиться ,так как лопается пузырь.

Якоб де Гейн , 17 в.
Якоб де Гейн , 17 в.

Испорченные, гнилые фрукты символизировали старение. Зрелые наоборот – изобилие , радость жизни. Все фрукты связывались с Библейскими сюжетами: яблоко, виноград и цитрусовые были символами грехопадения. Это дань запретному плоду в Райском саду, который вкусила Ева. Персики, сливы носили эротический подтекст, так как походили на определённые части женского тела.

Адриан ван Утрехт. "Суета сует" 17 в.
Адриан ван Утрехт. "Суета сует" 17 в.

Увядающие цветы так же наделялись идеей. К примеру тюльпаны ,коими славятся Нидерланды, а подавляющее большинство художников этого стиля были из этой страны, символизировали богатство человека. Но и здесь был один момент, если увядающие , значит богатство ,которым неразумно пользуются.

Жак Линард , 17в.
Жак Линард , 17в.

Игры, считавшиеся пороком и не правильным путём в жизни тоже часто изображались. Показывая на картинах предметы игр живописец говорил, азарт -это грех жизни, ошибочная её цель. Поиск удовольствия через него не принесёт ничего хорошего. Время от времени изображались деньги и предметы роскоши: зеркала, драгоценности. Картина говорила: "Человек богат и привлекателен, но в тоже время тщеславен, самовлюблён и высокомерен "

В наше время, забытый на долгое время стиль Ванитас, из редка, но всё же появляется.

Mark Scheider, 2014 г.
Mark Scheider, 2014 г.

P.S.

Какие пороки у современного человека, такие и атрибуты на картине!

#искусство #живопись #смерть #притягательноеискусство