Даже императрицы порой вынуждены продавать свои любимые драгоценности. Такая участь не минула и знаменитую Жозефину, возлюбленную Наполеона Бонапарта. После болезненного развода ей пришлось отказаться от некоторых парюр и тиар.
Процесс продажи проходил тайно, имени владельца никто не знал, поэтому не сохранилось никаких документов, подтверждающих этот факт. В конце прошлого года на аукционе Сотбис появилась целая коллекция тех времен, перешедшая из рук Жозефины различным коллекционерам и любителям драгоценностей. Хочу показать вам пару самых интересных лотов.
Императрица собрала огромную коллекцию украшений в стиле неоклассики. Она стала первой, кто начала сочетать камеи с бриллиантами и жемчугом. Следом за ней всю Францию охватила мода на подобные драгоценности. Верным союзником в выборе украшений был ее супруг, он же и подарил значительную часть коллекции.
Бонапарт стремился приобретать лучшие экземпляры ювелирного искусства, так как считал такие вещи признаком богатства и власти. Особенно ему нравилась культура Древнего Рима, поэтому многие из его сокровищ имели характерный стиль. Первая тиара как раз из таких. Ее изготовили в 1805 году из золота, цветной эмали и сердолика. Вместе с ней в комплекте шли серьги, гребень и изящная пряжка.
Тиара выполнена в виде плетеного обруча и широкой ленты с яркими камеями из сердолика. Украшение выглядит эффектно, а в пышной прическе Жозефины наверняка смотрелось великолепно. Кроме внешней красоты такие предметы несли и определенный смысл. Считалось, что они наделяют свою владелицу такими качествами, как смелость, верность и героизм, что полностью соответствовало политике Наполеона.
Огромный интерес представляет не только сама тиара, но и камеи. Их можно рассматривать как отдельный шедевр. Маленькие классические изображения людей из красного и оранжевого сердолика – очень тонкая работа талантливых мастеров 18 века.
Жозефина с супругом были страстными поклонниками ювелирного искусства. Они регулярно делали заказы у лучших мастеров на огромные суммы и, конечно, непосредственно влияли на моду. Вслед за императрицей тиары с камеями стал носить весь двор, а затем и весь Париж.
Давайте посмотрим на еще одно украшение, по цветовой гамме напоминающее предыдущее. Эта тиара с камеями чуть большего размера из тоже же сердолика. Изготовлена в 1805 году неизвестным мастером. Она состоит из двух тонких плетеных лент с небольшими элементами, покрытыми голубой эмалью. Главную роль здесь играют, конечно, бесподобные камеи с портретами людей. Центральное жизнерадостное изображение задает настроение всей тиаре, а яркие краски делают ее еще более теплой и привлекательной.
Хочу добавить, что подобных тиар в неоклассическом стиле в мире осталось очень мало. Мода на них существовала недолго и ушла вместе с императором, который ее так любил. Большую часть подобных украшений переделали в соответствии с новыми веяниями, поэтому к украшениям Жозефины относятся так трепетно.
Как я уже писала, исторических доказательств принадлежности этих тиар к императорской семье очень мало. Жозефина часто покупала, продавала и переделывала свои драгоценности, поэтому проследить их путь крайне сложно. Историкам пришлось провести серьезную исследовательскую работу, чтобы обнаружить хоть какую-то связь между украшениями и французскими монархами.
Большим подспорьем для ученых послужила существующая коллекция драгоценностей шведской королевской семьи, в которой есть парюра с похожим дизайном. Последняя попала в сокровищницу благодаря внучке Жозефины принцессе Лейхтенбергской, которая вышла замуж за будущего шведского короля. Эта парюра один из немногих сохранившихся образцов потрясающих античных камей с драгоценными камнями.
Проданные Жозефиной драгоценности более 150 лет хранились у британского коллекционера. Хотелось бы выразить признательность этому человеку за столь бережное отношение к историческим ценностям. Парюра и тиара все еще лежат в оригинальных кожаных футлярах, которых когда-то касались руки императрицы. Шелковая подложка слегка пожелтела со временем, и это, пожалуй, единственное, что изменилось за полтора века.