Доклад «Профилактика у детей с нарушениями речи через мнемотехнику»
К. Д. Ушинский сказал:
“Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит ”.
У детей с нарушениями речи существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, бедная диалогическая речь, отмечаться нарушения формирования высших психических функций, что мешает эффективной коррекции речи.
Для профилактики речевых нарушений у детей в своей практике я использую мнемотехнику.
В целях профилактики речевых нарушений мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление,
- зрительную и слуховую память,
- зрительное и слуховое внимание,
- воображение, фантазию, внимательность
· Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
· Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
Цель обучения:
1. развитие связной речи
2. развитие мелкой моторики рук
3. преобразование абстрактных символов в образы.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, а в старшем возрасте- черно - белые, схематические рисунки.
Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.)
Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка.
Работа с детьми (фото- примеры детей).
В 2019-ом году ввела в работу с детьми средней группы игры на основе мнемотаблиц. Использую индивидуальную и групповую работу и в парах. Метод наглядного моделирования является одним из таких методов. Вначале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя.
Именно для детей среднего дошкольного возраста предлагала цветные мнемотаблицы, так у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. С переходом в другую группу я усложняла и заменяла другой графической заставкой.
Алгоритм работы по таблицам для того, чтобы выучить стихотворение:
1. Выразительно прочитать стих
2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Пример стихотворения.
Занятие состоит из нескольких этапов по сказкам:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Мнемотаблицы использую для работы над автоматизацией звуков, обогащение словаря, при составления описательных рассказов, при пересказе сказок.
В 2020 году с помощью мнемотаблиц работа велась уже не только со стихотворениями, но и с пересказами текстов, и рассказы на заданную тему.
В своей работе использовала словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрационные, дидактические материалы. Широко использовала предметно-практическую деятельность на занятиях. Кому нужны алгоритмы работы мнемотехники, пришлю на электронную почту.
Практика показала, что от 5 до 9 детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укреплялась, становилась более “цепкой”, их образное мышление развивалось, и дети стали запоминать тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Использование данной технологии в работе с детьми с нарушениями речи даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.
Положительные эффекты от занятий с использованием мнемотехники для профилактики речевых нарушений у детей следующие:
· мощное развитие визуального мышления;
· выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
· у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
· появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
· появился интерес к заучиванию стихов;
· словарный запас вышел на более высокий уровень;
· дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чтобы легче учить детей рассказывать или пересказывать, необходимо использовать мнемотехнику, как один из лучших методов профилактики речевых нарушений.