Найти тему

Доклад «Профилактика у детей с нарушениями речи через мнемотехнику»

Оглавление

Доклад «Профилактика у детей с нарушениями речи через мнемотехнику»

К. Д. Ушинский сказал:

“Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит ”.

У детей с нарушениями речи существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, бедная диалогическая речь, отмечаться нарушения формирования высших психических функций, что мешает эффективной коррекции речи.

Для профилактики речевых нарушений у детей в своей практике я использую мнемотехнику.

В целях профилактики речевых нарушений мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление,

- зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- воображение, фантазию, внимательность

· Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.

· Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.

Цель обучения:

1. развитие связной речи

2. развитие мелкой моторики рук

3. преобразование абстрактных символов в образы.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, а в старшем возрасте- черно - белые, схематические рисунки.

Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.)

Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка.

Работа с детьми (фото- примеры детей).

В 2019-ом году ввела в работу с детьми средней группы игры на основе мнемотаблиц. Использую индивидуальную и групповую работу и в парах. Метод наглядного моделирования является одним из таких методов. Вначале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя.

Именно для детей среднего дошкольного возраста предлагала цветные мнемотаблицы, так у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. С переходом в другую группу я усложняла и заменяла другой графической заставкой.

Алгоритм работы по таблицам для того, чтобы выучить стихотворение:

1. Выразительно прочитать стих

2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.

3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.

4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.

5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Пример стихотворения.

Занятие состоит из нескольких этапов по сказкам:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемотаблицы использую для работы над автоматизацией звуков, обогащение словаря, при составления описательных рассказов, при пересказе сказок.

В 2020 году с помощью мнемотаблиц работа велась уже не только со стихотворениями, но и с пересказами текстов, и рассказы на заданную тему.

В своей работе использовала словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрационные, дидактические материалы. Широко использовала предметно-практическую деятельность на занятиях. Кому нужны алгоритмы работы мнемотехники, пришлю на электронную почту.

Практика показала, что от 5 до 9 детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укреплялась, становилась более “цепкой”, их образное мышление развивалось, и дети стали запоминать тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Использование данной технологии в работе с детьми с нарушениями речи даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.

Положительные эффекты от занятий с использованием мнемотехники для профилактики речевых нарушений у детей следующие:

· мощное развитие визуального мышления;

· выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

· у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

· появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

· появился интерес к заучиванию стихов;

· словарный запас вышел на более высокий уровень;

· дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чтобы легче учить детей рассказывать или пересказывать, необходимо использовать мнемотехнику, как один из лучших методов профилактики речевых нарушений.