Друзья, расскажу детали, как выбирал резину, чтобы спокойно съезжать с асфальта, какие подводные камни, и что в итоге получилось. Читаем.
Цели
Тут всё просто. Когда мы брали автодом в аренду и ездили в карелию, как только он съехал с асфальта, сразу сел. Почитать про это можно тут:
Та поездка стала определяющей для нас, мы поняли, что нам нравится этот формат путешествий. И в то же время - для нашей страны очень важна проходимость машины.
Мы хотели, чтобы машина могла сама ехать по песчаному пляжу или песчаной дороге, чтобы могла проехать чуть размешанную глину, и не застревала зимой на укатанном ухабистом снегу на парковках и стоянках.
Вторая часть - чтобы если что, можно было вытащить машину лебёдкой, т.к. бегать за трактором бывает далеко.
Мечты о Газели Некст 4х4
К сожалению, пока такой комплектации не производят. Важная причина - что передняя подвеска в Нексте существенно переделана, поэтому как есть туда 4х4 от Газели Бизнес не встаёт. Да, передняя подвеска Некста существенно лучше рулится, и глотает неровности.
Возможность 4х4 на Газели Некст доказана командой ГазРейдСпорт. Они катают на Некстах с соболиными мостами 4х4, с теми же моторами Cummins 2.8 turbo, только коробки и раздатки ставят Dymos.
Я попробовал найти выход на этих ребят, но гражданскую машину они оказались не готовы строить. Обзвонил ещё несколько компаний, которые тюнингуют Соболя 4х4, большинство отказалось. Питерские ребята из ГазБалтийский сказали, что построить то могут, но узаконить это хозяйство будет не реально, т.к. нету ОТТС на Некст 4х4.
В тот момент только вступил в силу новых тех-регламент, и поэтому многое ещё вообще принципиально отказывались регистрировать. Сейчас вроде "налаживается", как это обычно бывает в нашей стране, натаптываются тропинки решений ... )))
В общем от идеи 4х4 пришлось отказаться, решил, что значит не буду с детьми ломиться в пампасы, а ограничусь съездами к пляжам и езде по просёлкам.
Благо у Газели Некст есть штатная электро-блокировка заднего диффа. А спарка на задней оси - это по сути 4 гребущих колеса. И, теоретически, это дольно быть довольно эффективно, если поставить на спарку хорошие колёса, и сделать так, чтобы её можно было стравливать. Об этом дальше.
Шины Goodyear Duratrac 215x85 R16 на Газель Некст
Джиперы говорят, что половина проходимости машины - это Шины. Не блокировки, не мега-клиренс, а Шины.
При прочих равных в шинах вне дорог важно:
- Протектор. Goodyear Duratrac - это один из лучших вариантов по рисунку. На асфальте эти шины ведут себя похожим образом на AllTerrain-колёса (AT). А за пределами асфальта - они очень похожи на MudTerrain (MT) колёса по эффективности. Поэтому целился именно в эти колёса.
- Высота профиля. Высота даже важнее ширины. Потому что при стравливании - высокий профиль сильнее плющится в длину, чем в ширину, превращаясь в аналог небольшой гусеницы. Такая гусеница имеет меньшее сопротивление на мягких грунтах, и при этом - хорошее пятно контакта. Так же при стравливании колёса лучше самоочищаются. Поэтому высота профиля важнее, чем лишние +10мм ширины.
- Но если есть возможность взять колесо пошире - это тоже хорошо и поможет на песке, например.
Главным ограничение по резине оказалась это ширина Газелевских дисков и устройство задней спарки. Спарка - это суть-есть два одинаковых диска, которые развёрнуты друг-к-другу посадочными сторонами с огромными вылетами.
Подобрал два варианта размеров:
- 215х85 R16. Нашёл в интернете только одно описание, что чувак смог поставить такие колёса на Газель Бизнес. Но у меня Некст!, Вдруг не влезет? Зато под этот размер есть любимые джиперами Duratrac-и.
- 205x80 R16. Это тоже ходовой размер, под который есть АТ-резина подешевле. Подумал, что если не влезу с Duratrac-ами, то спущусь до этого размера.
По счастью - размер 215x85 r16 встал на Газель Некст без всяких боди-лифтов и других танцев с бубном! Машину видимо, проектировали под существенно большие колёса, чем стандартные, поэтому такой мега-размер тоже влез. Задевает пластик переднего бампера чуть-чуть при максимальном вывороте руля и при езде под уклоном, на горизонтальной поверхности - не задевает.
И сзади на предельных кренах заднего моста колесо может чиркать о внутреннюю сторону арки. В остальном - можно даже арки не подрезать, на предельных кренах колесо не достаёт до арки.
Из позитивного, что получилось:
- Клиренс вырос на 4.4см. Это значит, что под задним мостом теперь 21 см. А в центре под порогом фантастические 33см. И под фаркопом под задним свесом целых 38см. Тут правда особенность, что фаркоп установили очень компактно.
- Высота профиля шины стала 18см, что прекрасно для российских дорог. На такой высоте можно меньше боятся пробоев на ямках, реально - фиг пробьёшь. Ещё машина стала существенно мягче проходить мелкие неровности. Но об этом в итогах.
- Выросла крейсерская скорость на 5ой передаче на 2500 оборотах - теперь честные 100км/ч по GPS.
Теперь ряд подробностей.
Разварки для установки широкой резины на Газель Некст
Первая проблема установки 215х85 на диски Газели - диски сильно уже, чем профиль резины. В результате резина прямо видимо становится округлой на пятне контакта, хотя очень желательно, чтобы колесо было плоским: так будет лучше управляемость. Особенно это критично для передней оси.
У Газели ширина диска 5.5", а колёса я выбрал 215. И это сказалось негативно на рулёжке, особенно при колейности на дороге. Плюс - мега-высокий профиль 85% для передних колёс, а значит - выросла валкость колеса.
Чтобы решить этот вопрос - нашёл ребят в Зеленограде, которые делают разварки из Газелевских колёс https://vk.com/r_a_z_v_a_r. Поставил вперёд разварки +2" , это значит, что получилось 7.5" ширины спереди.
В результате - резина встала чуть домиком, как обычно она стоит на разварках на дрифтовых копейках у молодёжи. Это расширило пятно контакта, протектор стал работать всей шириной, и резина стала существенно меньше заламываться в поворотах = рулится. Единственный момент - поставил передние колёса на камеры. И бросил в багажник ещё пару камер собой, чтобы если что - можно было решить вопрос.
Ещё особенность разварок +2", что на них можно ставить обычные колпаки для 16" колёс, и на первой фотке вы их можете видеть. Визуально совсем не видно, что стоят разварки. А ширина передней колеи увеличилась на 8 см примерно, что тоже очень хорошо для высокой и валкой машины.
Проставки на спарку для широкой резины 30" на Газель Некст
Сзади разварки не поставишь, т.к. там спарка. Но за счёт спарки - проблемы с валкостью одного колеса значительно меньше. Тут другие проблемы
После установки Goodyear Duractrac 215х85 на заднюю спарку на стандартные диски - резина встала впритирку. Расходилась только на давлении 4.5 атм.
Чтобы решить проблему - заказал проставки между дисками спарки. Проставки заказал из АМГ под газелевскую разболтовку 6x170 D130. Сделали на стандартных Газелевских шпильках 3302-3104018. Толщину попросил 35мм, чтобы проставка точно покрывала шпильку задней ступицы. Но по опыту оказалось, что стоит заказывать больше: 45мм или шире. Не беда, что зазор будет шире, зато расширится колея и у машины ещё добавится устойчивости.
Обратите внимание на посадочное центровочное кольцо. Его сделали отдельно, оно внешним диаметром D130, внутренним d126 шириной 10мм. Стандартно - колёса на задней спарке у Газели центрируются с помощью ступицы, но т.к. тут вылет +35мм от посадочного места - пришлось сделать дополнительное центровочное кольцо. Хотелось бы и его пошире, но в целом - свою функцию отлично выполняет, задние колёса не прыгают. На односкатных колёсах для центровки обычно применяются конусовидные гайки, а в двускатных - гайки прижимные, поэтому центровка ступицей или подобными кольцами обязательно нужна.
Заказал 3 комплекта, один вожу с собой про-запас с набором разных гаек ))).
Посадочные отверстия под гайки заказывал под родные Газелевские гайки, но по факту - нужно было заказывать на 1мм шире, т.к. гайки с юбками в эти отверстия добровольно не лезли.
Особенность проставки из АМГ в том, что её посадочная толщина в месте установки гайки существенно больше, чем у диска Газели. Чтобы она выдерживала расчётную нагрузку. Из-за этого начинает не хватать длинны шпилек, чтобы нормально накрутить родную фланцевую гайку Газели с шайбой.
Порылся, и нашёл замену стандартным гайкам Газели - это гайка дифференциала SCANIA (M18x1.5 h=21.5 SW27) FEBI 18655. Она тоже с юбкой широкой юбкой , как и родная. Но резьба начинается прямо с Юбки, поэтому суммарно получается больше витков накрутить, когда шпильки не хватает. Ещё у этой гайки на юбке рефление, которое защищает её от произвольного раскручивания.
Колёса накачаны 2.5 атм, баки наполовину заполнены, багажник экспедиционно укомплектован. Видно, что сохраняется достаточный зазор в спарке.
После установки проставок - у колёс появился существенный вылет наружу, поэтому понадобились расширители арок.
Заодно, ребята, которые строили автодом - подрезали арки, чтобы был запас на всякий случай. Но даже без этого запаса на предельных кренах заднего моста колёса не доставали до арки около 1см.
Квадратные фаркопы под переносную лебёдку
На крайний случай, чтобы можно было ставить переносную лебёдку, поставил фаркопы под квадрат спереди и сзади. Штатных фаркопов под квадрат на Газель не бывает, поэтому нашёл ребят из точкаконтакта.рф. Они сварили мне квадраты и вперёд и назад. А ещё - максимально подняли вверх и прижали к бамперу задний фаркоп. Купил резиновые заглушки, чтобы закрыть оба квадрата и не мозолить глаза Гаишникам.
Итоги
Со стороны опознать, что стоят супер-большие колёса может только опытный взгляд, для всех прохожих это обычная машина.
На дороге в сумме с чипованным до 200 сил мотором Cummins 2.8 - едет очень хорошо, как средняя легковая машина.
Высокая резина очень комфортно глотает все дорожные неровности, т.к. я её хорошо раздвинул сзади, то накачиваю по 2.5 атмосферы, этого вполне достаточно для не сильно груженой машины. По комфорту похоже на езду на автобусе или на хорошем рамном внедорожнике.
До установки разварок - рулёжка была запаздывающей, машина немного плавала по дороге. С разварками этот эффект почти ушёл, машина значительно более собранная на трассе, чем была без них.
Расширение колеи и спереди и сзади добавило устойчивости машине, она меньше раскачивается, легче перестраивается.
Т.к. на 13% выросла длина колеса - то изменилась и скорость на 5ой передаче. Теперь в комфортной зоне оборотов около 2500 Некст едет 100км/ч по GPS.
Из недостатков, очень высокими стали первая и задняя передача. Из-за этого постоянно глохну при трогании в горку. Но это уже нужно решать заменой коробки, чтобы и верхние передачи стали более скоростными, и нижние стали более тяговыми. Про это может быть как-нибудь тоже напишу.
Тест-драйв в зимнем лесу
Проба внедорожных возможностей случилась в конце зимы в районе 14ого февраля. Выехал с семьёй на пикник одним днём. Специфика выезда в лес в феврале - что есть узко-прочищенные дороги до дач и участков, и нет никаких съездов с них, т.к. вдоль дорог отвалы снега.
Мы катались по лесу, искали местечко, где бы нам встать так, чтобы не мешать проезжающим мимо машинам, и чтобы не стоять рядом с дачными участками. На одной дорожке вроде нашли неплохую полянку, которая была перспективная для расчистки лопатой :). Но чтобы удобно встать - нужно было развернуть машину.
Разворот затеял в повороте дороги на 90 градусов недалеко от полянки. Начал сдавать задним ходом, утрамбовывая задним свесом отвал снега и тут же подсел. Блокировка уже была включена, и стало ясно, что надо серьёзнее относится к этим сугробам. Спустил колёса по кругу до 1.2 атм. Достал лопату, и подкопал сугроб под задним свесом так, что зад встал на колёса полной нагрузкой. Заодно - максимально поднял задние пневмо-подушки (да, пневму двух-контурную тоже поставил, об этом не писал - обычное решение для Газели).
И по сумме этих действий с помощью лопаты за 15 минут смог развернуть этот 6.2 метровый фургон на узкой лесной дорожке между двух сугробов. Общий вывод - если машина не висит на сугробе, то она отлично едет на спущенных Duratrac-ах по снегу, не важно - уклон ли там, или что.
Остался один крупный недостаток у машины - это родная 5-ступенчатая коробка передач. Об этом, может быть, тоже напишу, если решу этот вопрос.
На трассе
В комментариях напомнили, дописываю свойства, чтобы все последствия были понятны:
- После установки высокой резины на штатных дисках без проставок и разварок - машина стала хуже проходить колейность на асфальте даже на давлении 4.5атм. Пустая машина старалась выпрыгнуть из колеи, и ехать по глубоким колеям на асфальте было некомфортно.
- После установки только разварок ситуация не сильно улучшилась. Без колей на ровном асфальте машина стала лучше держать прямую, руль лучше возвращается в прямое положение. Но колейность по прежнему её выталкивала.
- После установки проставок на заднюю ось - ситуация стала существенно лучше. Причина в том, что переднее колесо стало между осями задней спарки. В идеале - передние колёса должны быть со-осны задним внешним колёсам спарки. Но я не стал за этим гоняться.
- И всё равно машина не очень любила колейность. А финально улучшилась ситуация после того, как построили автодом, который по моим прикидкам добавил около +400кг нагрузки. Машина стала ехать очень стабильно.
Ездил на ней в Елец, по М4, много по МКАДу, M10, M11 в Тверь, по глубоким колеям и по новой риге, да, колейность чувствуется, но машина не выпрыгивает. Дорогу и прямую держит хорошо. От езды за рулём не устаёшь, есть некоторое ощущение, как будто едешь на автобусе пассажиром :) втыкаешь круиз и только подруливай немного, машина мягко плывёт по дороге.
Если сравнивать с автодомами, которые мы брали в аренду - машина получилась существенно мягче, комфортнее проходит стыки и неровности, потому что колёса высокие и 2.5 атм.
И в то же время - отличный запас мощности для обгонов, потому что 200лс сильно лучше, чем 130лс. Легко набирает с 90км до 120км, что даёт дополнительную уверенность.
Шасси по комфорту и управлению вышло существенно лучше, чем было на кемперах на базе Фиата Дукато.
А позже - была поездка на Ладогу, где состоялся полноценный песчаный Тестдрайв машины:
Друзья, спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, этот опыт вам поможет, если вы соберётесь готовить Газель Некст к съездам с асфальта.