Автопортрет для художника — это способ разобраться в своем «я» и выразить себя. Предлагаем познакомиться с пятью выдающимися автопортретами русских художников из собрания Третьяковской галереи и узнать что-то новое о мастерах.
Орест Кипренский: первый художник в Уффици
Орест Кипренский — первый русский художник, которому Галерея Уффици заказала автопортрет для Коридора Вазари. Это уникальная коллекция автопортретов великих художников Италии и мира. Получить такой заказ считалось огромной честью для художника.
Автопортрет 1828 года, который хранится в Третьяковской галерее, написан на восемь лет позже автопортрета для Уффици. В отличие от «итальянской» работы, где автор изобразил себя как яркого романтического героя байронического типа, здесь мы видим зрелого и вдумчивого художника, мастера психологического портрета.
Исаак Левитан: художник-красавец
За свою творческую жизнь Левитан написал не так много портретов. Но среди них есть замечательные работы — портрет Софьи Кувшинниковой, Николая Панафидина и Анны Грошевой. Зато известно много портретов с самого Левитана, которые писали другие художники. Например, образ Христа с картины Поленова «Христос и грешница».
По свидетельствам современников, Левитан был очень красив. Писательница Татьяна Щепкина-Куперник так описывала его: «Очень интересное матово-бледное лицо, слегка вьющиеся темные волосы, высокий лоб, „бархатные глаза“, остроконечная бородка: семитический тип в его наиболее благородном выражении — арабско-испанском». А близкий друг художника Антон Чехов в шутку писал друзьям: «Я приеду к вам, красивый, как Левитан».
Однако на этом позднем автопортрете мы видим не рокового красавца, а серьезного, стареющего, болезненного человека. Левитан тяжело болен и знает, что обречен. Возможно, чувствуя приближение смерти, он прибегнул к столь нехарактерному для себя жанру — портрету. Он словно хочет напоследок разобраться в себе, подвести итог, заглянуть туда — за порог, в вечность.
Михаил Врубель: автопортрет как саморефлексия
Большинство своих автопортретов Врубель написал в последние годы жизни. В то время он постоянно лечился в психиатрических клиниках, и ему не хватало моделей. Но, возможно, это был способ поймать и зафиксировать свое ускользающее «я», попытка исследовать себя и не потерять связь с реальностью.
Автопортретная серия тех лет полностью графична. С одной стороны, это связано с тем, что в клиниках Врубелю не давали краски, но с другой, — это и его личный выбор. Он ставит перед собой новую сложную задачу — передать цвет, не используя его.
В каждой работе Врубель словно пробует новый способ рисовки, штриха, акцентирует внимание на какой-то одной детали — ею может быть сигарета, жемчужная раковина или, как в этом автопортрете, — шейный платок. Это единственная цветная и тщательно выписанная деталь, как будто только этот платок не дает рассыпаться всему образу, удерживает его целостность.
Зинаида Серебрякова: запечатление счастливой жизни
Есть художники, как, например, Рембрандт или Ван Гог, которые написали множество автопортретов. К таким «любителям селфи» относится и Зинаида Серебрякова. В этом случае автопортрет для художника — не просто способ набить руку или обязанность оставить «хрестоматийный» портрет, а, скорее, метод саморефлексии и возможность зафиксировать некое состояние.
«За туалетом» — самый известный автопортрет Серебряковой. Картина получила восторженные отзывы критиков на выставке Союза русских художников. Так, Валентин Серов писал: «Серебрякову видел — автопортрет у зеркала… очень милая свежая вещь». Сразу после выставки автопортрет купила Третьяковская галерея. Это работа раннего, «счастливого» периода жизни, где Серебрякова — молодая жена и мать, живущая в любимом семейном имении.
Казимир Малевич: на стыке фовизма и кубизма
Малевич написал этот автопортрет за пять лет до знаменитого «Черного квадрата». Известно несколько его «молодых» автопортретов, но все они носят явно ученический характер. Здесь же мы видим уже не робкого ученика, а уверенного в себе художника, который смотрит прямо на зрителя, как бы бросая ему вызов.
В автопортрете четко прослеживается прошлое Малевича в виде увлечения фовизмом — с его дикими цветами и контурами. И в то же время уже чувствуется будущее — абстракционизм с превращением человеческого тела в геометрические фигуры.
Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.
Для справки:
Подробнее рассмотреть эти и другие автопортреты русских художников можно в Государственной Третьяковской галерее, давним партнером которой является банк ВТБ.