Найти тему
22K подписчиков

«Ах, как хочется вернуться»: 5 уютных картин русских художников

17K прочитали

Иногда при взгляде на картину хочется перешагнуть границы реальности и уйти в гармоничный живописный мир с его тихими двориками, летними вечерами, самоварами, котами и безмятежной жизнью. Собрали картины русских художников, вобравшие в себя красоту, тепло и радость неспешной жизни.

Тихий московский дворик Василия Поленова

Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

На 6-й выставке передвижников Василий Поленов дебютировал с картиной «Московский дворик». Пейзажный образ старой Москвы имел огромный успех у критиков, выделяясь на фоне эстетики передвижников особой поэтичностью. Соединившую пейзаж и бытовой жанр картину сразу купил Павел Третьяков.

Ясный летний день согревает типичный московский дворик 19-го века с почти деревенским укладом жизни. Старинная усадьба с запущенным садом соседствует с покосившимся сараем, а за ними тянутся в чистое небо белые стены Спаса в Песках. На заросшем травой пустыре играют с кошкой дети, светловолосая девочка рассматривает цветок, женщина несет ведро с водой, бродят куры и ждет хозяина запряженная в телегу лошадь. Тропинки подчеркивают глубину пространства многомерного мира, согретого солнечным теплом. Поленову удалось создать радостную картину, полную тишины и уюта.

Русская благодать Исаака Левитана

Исаак Левитан. «Тихая обитель», 1890 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Левитан. «Тихая обитель», 1890 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Вечерний пейзаж с монастырем и речкой Левитан показал публике на 19-й выставке передвижников в 1891 году — и произвел фурор. О тридцатилетнем художнике заговорили как о выразителе национального духа, состоявшемся мастере, а картину «Тихая обитель» стали воспринимать как символ «русской благодати».

Вечереет. За речкой и перелеском закатное солнце заливает теплым светом прозрачное небо, золотит верхушки деревьев и белые стены скита. Шаткий деревянный мостик тянется через отражение в воде к древним стенами, словно приглашая в тихий монастырский мир, где царит гармония, благодать и свет.

Летний петербургский дворик Мстислава Добужинского

Мстислав Добужинский. «Петербургский дворик летом», 1908 год, Частное собрание © Public domain
Мстислав Добужинский. «Петербургский дворик летом», 1908 год, Частное собрание © Public domain

Еще один столичный уголок в подборке — «Петербургский дворик летом» Мстислава Добужинского. Тема городского пейзажа была одной из главных в его творчестве. Однако, как признавался сам художник, его интересовали не столько величественные фасады и гранитные набережные, сколько многокрасочные детали парадной изнанки — тихие провинциальные дворики, забытые закоулки и деревянные домишки.

В «Петербургском дворике летом» Добужинский запечатлел вид из окна квартиры, где он с семьей жил в 1910-х годах. Художник вспоминал: «Наш пятиэтажный кирпичный дом стоял в глубине двора, отступя от улицы, на которую выходил длинный фасад низенького старинного особнячка хозяина, выкрашенный в зеленый цвет, со ставнями и белыми ампирными украшениями над окнами». Получился яркий и уютный уголок старого Петербурга, где в саду под присмотром нянечки девочка в красном платье играет с мячом и обручем.

Идиллия провинциальной жизни Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев. «Осень в провинции. Чаепитие», 1926 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Борис Кустодиев. «Осень в провинции. Чаепитие», 1926 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Идиллистическая «Осень в провинции» Бориса Кустодиева проникнута любовью к безмятежной жизни в гармонии с природой. Картина — словно красочная мечта о привольной, сытой и счастливой жизни, созданная прикованным к инвалидному креслу художником.

Так любимые им румяные купчихи пьют чай на террасе, в воздухе витает аромат разрезанного арбуза, свежего хлеба из маленькой булочной и опадающих листьев. Неизменный кот дремлет на перилах, возле канавы чистятся гуси, соседи делятся новостями через забор, на дороге бродят куры, а старик с собакой наблюдает за игрой ребятишек. Осень раскрасила клен огненно-красным узором, гармонирующим с главами и куполами церквей на заднем плане, утопающих в золоте листвы. Теплое бабье лето царит в безмятежном мире, который художник сумел сохранить для следующих поколений среди войн, революций, холода и голода страшных лет.

Теплый августовский вечер Константина Юона

Константин Юон. «Августовский вечер. Последний луч. Лигачево», 1948 год, Частное собрание © Public domain
Константин Юон. «Августовский вечер. Последний луч. Лигачево», 1948 год, Частное собрание © Public domain

В подмосковном селе Лигачево у пейзажиста и графика Константина Юона был дом, где он жил и работал почти полвека. Здесь художник уже в преклонные годы написал наполненную лиризмом картину «Августовский вечер. Последний луч. Лигачево».

Это традиционный сельский пейзаж, где присутствие людей поблизости лишь обозначено. Таким способом художник превращает картину в живую сцену, запускающую ассоциации у зрителя и говорящую о домашнем уюте и семейном тепле. Деревянная веранда залита лучами солнца, отсветы которого играю на белой скатерти, удобных стульях и стенах и гармонируют с пышным букетом на столе. Кипит самовар, отодвинут стул, и семья вот-вот придет наслаждаться теплым вечером и беседой за чаем. Радость, тепло и свет пейзажа передаются зрителю.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.

Для справки:

Больше картин русских художников, пронизанных уютом и безмятежностью, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, давним партнером которой выступает банк ВТБ.