Найти тему

Как зацепить читателя первой же фразой?

У нас в группе ВКонтакте началась программа "Весенние истории" — целую неделю, каждый день пишем рассказы. Потом будем их редактировать, отбирать — и обязательно опубликуем!

Как же пишутся рассказы?

Да, в рассказе должна быть эмоция. Должна быть некая структура. И некая мысль, посыл, идея... Много чего там должно быть.

Но очень важна первая фраза. Зацепит она читателя или нет? Захочет ли он читать дальше?

Что может первая фраза (или первые несколько фраз, если они короткие):

  • задать настроение, погрузить в атмосферу произведения (Осень нынче была тихой, неторопливой, с засыпанными листвой аллеями и неторопливыми прогулками, которые Иван Павлович совершал непременно каждый вечер);
  • познакомить с героем — таким, каким он был до начала событий этой истории (В жизни Ивана Павловича давно пропали перемены, все было неторопливо и размеренно, один день походил на другой — покормить кота, пройтись по магазинам или рынку, написать письма, приготовить обед, погулять перед сном: никаких случайных событий);
  • заинтриговать (Громкий и настойчивый звонок оторвал пенсионера Ивана Павловича от капусты, которую он кромсал для борща. И так вот, слегка прихрамывая, с большим ножом в одной руке и кочерыжкой в другой, он подошел к двери. В дверь ударили. Он замер. "Никого там нет", — сказал кто-то. — "Да дома он, куда денется", — возразил второй и снова гулко пнул по двери);
  • прокинуть мостик к читателю — показать, что герой точно такой же человек, как сам читатель или кто-то из его знакомых — от банального и уже набившего оскомину "герой страдал от похмелья" до четкой границы по возрасту, месту проживания, профессии и т.д. (Иван Павлович, в своей неизменной шляпе, прикрывавшей плешь, вдруг увидел, как в прокуренный паб неторопливо вошла эффектная, хотя и чуть потрепанная жизнью блондинка).

Рассказ — это всегда сжатая пружина. Здесь не место долгим описаниям и препарированию чувств. Но лаконизм изложения не должен скрывать от читателя ни одной важной черты, ни одного мотива действий, ни одного значимого события. И начало рассказа должно втащить читателя в историю и дать самые важные ориентиры для происходящего — кто, где, что, почему. Если получится сделать это с первых строк — читатель ваш!

Кстати, а какой из примеров зацепил ваше внимание? Или, еще лучше — можете предложить свое!