Найти в Дзене

Как сказать «нет» и отстоять границы?

Оглавление

Немало людей озабочено вопросами выстраивания границ. Кажется, если появится инструкция «Как сделать…?», жить станет проще. Такие инструкции бывают. Однако практика показывает, насколько они малоэффективны. Как экологично выстраивать границы, рассказывает Наталия Степанова, практикующий психолог, преподаватель Европейской Школы Психологии.

Почему не получается применять инструкции «Как сделать…?»

Нам хочется четких инструкций в тех случаях, когда мы опускаемся на уровень 2D-мышления.

Вопрос границ гораздо глубже, чем просто перечень каких-то действий. Поэтому в реальной жизни инструкции, которыми щедро делится интернет, имеют недостатки:

  • их не получается применять;
  • применение вызывает неприятное «послевкусие»;
  • вместо техники выходит манипуляция;
  • возникает тревога и появляются мысли: «А правильно ли я поступаю?»

Что нужно, чтобы с границами был порядок?

Руководства к действиям ни к чему, если есть:

  • понимание себя, своих желаний, эмоций и чувств;
  • принятие границ своей и чужой ответственности;
  • ощущение надежной опоры внутри себя;
  • навык быть со своими тревогами и страхами, выдерживать их;
  • принятие себя в различных проявлениях, в том числе своих слабых сторон.

Именно эти навыки первичны в вопросе выстраивания границ. Имея их, у человека словно есть «внутренний навигатор», который помогает ему действовать наилучшим способом в каждой конкретной ситуации.

Получаем:

«внутренний навигатор» → адаптивная стратегия → позитивный результат

Нам может казаться, что все это мы умеем, но так ли это на самом деле? Давайте разберёмся!

Почему так сложно сказать «нет»

В норме перечисленные выше умения человек приобретает в первые несколько лет жизни. Однако присутствие в раннем возрасте различных психотравмирующих ситуаций тормозит или даже разрушает естественный процесс присвоения нужных навыков. Тогда «внутренний навигатор» начинает сбоить. Срабатывают защитные механизмы психики и вырабатываются определенные стратегии поведения. Эти стратегии были рабочими в травмирующих ситуациях детства, но во взрослой жизни они неадаптивны.

Поэтому, вместо того чтобы отказать или отстоять свою позицию, когда это необходимо, человек может молчаливо выслушивать критику или стараться быть удобным и хорошим для всех.

Получаем:

сбой «внутреннего навигатора» + психические защиты → неадаптивная стратегия → нежелательный результат

Когда мы пытаемся заменить неадаптивную стратегию на готовую внешнюю инструкцию, это не отменяет причины нарушения границ. Иногда такая инструкция может привести к позитивному результату, но в корне проблема не решается. В большинстве ситуаций психические механизмы сработают по-прежнему, и результат будет неудовлетворителен.

Наличие даже множества инструкций на все случаи жизни не приносит удовлетворения и спокойствия.

Опыт каждого уникален, поэтому причины сбоев «внутреннего навигатора» будут индивидуальны для каждого.

Например, Катя не может противостоять критике, потому что для неё это слишком страшно, ведь другой видится ей настолько сильным и могущественным, что может наказывать и «разрушать».

А Маша боится, что после ее отказа ее бросят и оставят в одиночестве.

Саша не может сказать «нет» и стать менее «удобным», потому что для него это сродни ужасному эгоизму, который он сам порицает в других.

Как экологично выстраивать границы?

Самый эффективный способ выстраивать границы — решить проблему в корне, то есть настроить свой «внутренний навигатор». Для этого необходимо выявить свои индивидуальные причины «сбоев» и провести работу с ними. Ее можно проводить с психологом, изучая собственный опыт, свои реакции и стратегии, а также проживая свои эмоции и перерабатывая травмы.

В ходе такой работы люди постепенно начинают поступать по-другому. Они вдруг заявляют о своих правах, желаниях и спокойно отказывают, не испытывая вины. Причем не всегда замечают это сразу, а только спустя какое-то время осознают, что спокойно делают то, что раньше не получалось, да и жизнь в целом поменялась.

Но, конечно же, все это происходит не само собой, а благодаря глубокому познанию своих разных граней и отработке нужных навыков.

Если вы испытываете проблемы с выстраиванием границ, предлагаю вопросы для самоанализа.

  • Всегда ли я знаю чего мне хочется на самом деле?
  • Всегда ли я понимаю, что чувствую?
  • Могу ли я описать свои эмоции сейчас и в другие моменты времени?
  • Как часто я беру ответственность на себя за чужие чувства и состояния?
  • А как часто я назначаю других ответственными за мои чувства и состояние?
  • Что я не могу принять в себе? А что в других?
  • Чего я боюсь и как я обхожусь со своими страхами и тревогами?
  • Доверяю ли я себе?
  • Признаю ли я свои успехи или они чаще кажутся мне незначительными?
  • Насколько я откровенен(-на) с собой?
  • Как всё это влияет на мою жизнь?

Данные вопросы помогут понять, в каком направлении можно двигаться, чтобы настроить «внутренний навигатор» и ощутить опору на себя.

Автор статьи:

Наталия Степанова — практический психолог, преподаватель Комплексной программы подготовки психологов Европейской Школы Психологии.