Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания детей. Уже в дошкольном возрасте ребенку необходимо давать первые знания о возможных опасностях. Ввиду возраста малыша, ему недостаточно одной или двух ознакомительных бесед — желательно, чтобы об этом рассказывали малышу постоянно. Для этого можно использовать простые детские книжечки, в которых доступным для ребенка языком рассказывается о тех правилах, которые нужно соблюдать. Информация часто дана в них в стихотворной форме — в виде веселых потешек и маленьких четверостиший. По мере взросления ребенка уже подключаются и специальные познавательные мультики, увлекательные настольные игры с карточками, интерактивные звуковые или простые красочные плакаты.
Деятельность по обеспечению безопасности в детском саду это комплексная работа, в которую включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Дошкольники постоянно нуждаются в защите и любви со стороны взрослых. В семье родители формируют у детей уверенность в себе и своих возможностях, знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностные ориентиры и мировоззрение. В детском саду при помощи игры, целевых прогулок, бесед, театрализованных представлений, без нравоучений и назиданий ребёнок вводится в мир, таящий в себе столько неожиданностей. Педагоги создают условия для активной поисковой и творческой деятельности детей, стимулируют у них развитие самостоятельности и ответственности. Выделяются такие правила поведения, которые должны неукоснительно выполняться ребенком, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Известно, что любую опасность легче предвидеть и избежать, поэтому ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в его окружении, в общении с другими людьми
С 18 по 22 октября в МДОУ «Детский сад №54 г. Борзи» проходила Неделя Безопасности, целью которой былоформирование умений и навыков безопасного поведения. Каждый день недели был посвящен определенной теме: «Дорожная безопасность», «Пожарная безопасность», «Антитеррористическая безопасность», «Собственная безопасность». Педагоги вместе с детьми обсуждали проблемы, вели диалог с детьми, делали открытия, удивлялись и искали выход из трудного положения.
Образовательная деятельность в течение недели организовывалась так, чтобы дети в игровой форме получили определенный багаж знаний о правилах комплексной безопасности. Ребята под руководством педагогов решали проблемные ситуации: «Как вести себя, если…», «Кто прав», «Мама оставила включенным утюг», «Бабушка забыла про кашу на плите», «Папа плохо закрыл заслонку на печке» и др.; играли в дидактические, сюжетно-ролевые игры; размышляли на темы «Добрый и злой огонь», «Кто может помочь в опасной ситуации», «Какие опасности нас могут подстерегать дома..», «Как можно избежать опасности», «Когда нельзя слушать старших?» и др.; читали стихи, рассказы, сказки, связанные с соблюдением правил безопасности; смотрели познавательные и мультипликационные фильмы «Уроки тетушки Совы», «Детям о правилах дорожного движения», «Кеша, Зина и террористы», «Аркадий Паровозов спешит на помощь» и т.п.; составляли свод правил безопасного поведения; занимались творческой деятельностью.
Самым интересным был последний день, когда подводились итоги Недели безопасности. В каждой возрастной группе прошли развлечения: для старших дошкольников «Азбука безопасности», для детей средней группы «Почемучка в гостях у ребят», для детей второй младшей группы «Опасности вокруг нас», для первой младшей группы «Кошкин дом». Во время которых дети закрепили полученные знания, учили своих гостей правилам безопасности, объясняли почему нужно их соблюдать. В этот же день в детском саду прошла акция «Детство безВажно, чтобы наши воспитанники научились применять на практике и в реальной жизни всё - чему их научили в важный период – в период дошкольного детства! Поэтому кроме работы с детьми ведется и просветительская работа с родителями. Педагоги тоже не остаются в стороне повышают свои педагогическую компетентность в умении формировать у детей умения и навыки безопасного поведения. Ведь решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни,
возможно при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д.
Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!