Найти тему
ПоУшиВКино

Казнь: "Это что, игра такая!?"

*мысли после просмотра*

Режиссёр - Ладо Кватания

На данный момент я слышала только восторженные отклики относительно фильма, словно у него нет ни единого недостатка.

Но ведь шаблоны использованы: неидеальность правосудия, травмы из прошлого, дающие знать о себе в разной степени тяжести, неверность, проецирование на партнёров и на жизнь сейчас. Трудно ориентироваться два часа 16 минут из-за скачков во времени, в какой-то момент можно запутаться.

Из плюсов – операторская работа, качественная картинка.

Операция "Заслон" - взятие Валитова
Операция "Заслон" - взятие Валитова

После просмотра у меня возникло впечатление, что это самолюбование режиссёра самим собой, своим мастерством в постановке и насмотренности. Стиль избран полностью тот, в котором работает Дэвид Финчер (его “Зодиак” и “Семь”), а также частично – Дэни Вильнёв (“Пленницы”, особенно это видно в сценах с природой).

Этрусская казнь здесь мне показалась довольно притянутой за уши – в чём здесь был смысл? Преступление наказывает своего исполнителя. Тогда зачем Севастьянов привязал себя к Иссе?

Тему с братьями разыграли – панно на остановке, где сидела подставная жертва Света, потом повторяется в финальной сцене с Иссой и Севастьяновым. Либо так Севастьянов наказывает в их лице правосудие, когда фабрикуются виновные, которые требуются для статистики и погонных звёздочек, когда можно, умеючи, сбросить вину на того, кто и так уже ждёт следствия. Якобы под таким прикрытием можно скрыть своё преступление. Только почему-то не трогает.

В этой сцене дачи признательного показания рисуется неискренность правосудия, когда становится ясно, что следователь не собирается выполнять данное им обещание. И дополнительно можно видеть работу со светом - действующие лица видны как силуэты, что подчёркивает их внутреннюю холодность, ужас, пустоту и болезнь
В этой сцене дачи признательного показания рисуется неискренность правосудия, когда становится ясно, что следователь не собирается выполнять данное им обещание. И дополнительно можно видеть работу со светом - действующие лица видны как силуэты, что подчёркивает их внутреннюю холодность, ужас, пустоту и болезнь

В фильме подтекстом идёт тема доминирования и подчинения. Наверное, это самый удачный приём, который впечатлил по качеству исполнения. Запараллелили с внебрачными отношения следователя с любовницей, которая завладела его сознанием, встала в руководящую позицию. Зато на месте преступления Исса вёл себя точно так же с подозреваемыми. Так, разворачивается мысль о том, что маниакальность присутствует в человеке в разной дозировке. Она может доходить до безумия, вырываясь из-под контроля, а может быть как ограниченная доза, как кофе, который подсыпала жена Иссы в его термос, как фармацевт, она знала, сколько нужно, чтобы не убить.

И потом, для кинематографиста тема людей с психическими отклонениями – самая желанная, но и самая сложная. Игры сознания не изучены, мозг настолько сложный, что можно выдумать любую историю и списать на его выходки. В фильме приводятся примеры поведения преступников и пациентов, которые совершали преступления на основе полученных психических травм. Их мозг сохранял целый образ, который потом транслировался мстительным насилием на невинных.

Я не поняла, к чему такая жестокость к иностранным фильмам демонстрируется в Казни. Допросы записывали на VHS с “Последним танго в Париже”, “Воспоминанием об убийстве”, “Крёстным отцом”, “На последнем дыхании”. Прослеживается в этом негатив – стирать западное кино, и чем? Рассказом маньяка, почему он стал таким. Поскольку мы имеем дело с художественным фильмом, в котором через предметы и действия выражается отношение к истории и подчёркивается сама история, то выходит, к иностранным коллегам отношение крайне отрицательное? С ними расправляются как с мусором?

Если это честь коллегам, то странно оказанная.

Да, в фильме видна способность показывать сцены: метафоры, цвет, наполнение кадра. Действующие лица часто помещаются в замкнутое пространство, а иногда оно даже с помощью затейливой игры света и тени превращается в тюремную камеру. В фильме много уровней – в том смысле, что персонажи спускаются вниз – в подвал дома, в яму в лесу, падают под пол, есть выразительный взгляд камеры из подпола, что очень рифмуется с могилой, куда попала сестра “последней жертвы” маньяка; они спускаются вниз и морально. Это относится главным образом к маньякам и следователю Иссе, оказавшемуся трусом. Что смотрится ужаснее, чем самоудовлетворяющийся на банки Валитов в своём подвале. Если продолжать про игры теней, то Мирон в тени на кровати нужен был, конечно, для того, чтобы вывести следователя на чистую воду, но и дополнительно для того, чтобы показать тьму внутри пациентов психиатрического отделения, подчеркнуть необъяснимый ход мысли в мозгу больного (что бы он ни говорил, ни объяснял). А также – внутреннюю тьму главного героя, израненного не только внутри, но и снаружи.

Насколько я поняла, в фильме Казнь дополнительно решили отметить зарождение в СССР новой категории преступлений, для которой важно было бы создать отдельное ведомство – серийные маньяки. На приёме у психиатра, которая рассказала, что есть такие “серийники”, они убивают ради убийства. Привела жутчайший пример Мирона, который присвоил личность убитого им человека, потому что своей идентичности у него не было. И так умудрился прожить некоторое время. Потом в фильме рефреном звучат “мантры”, которые якобы должны оправдывать действия маньяков. Меня унижали, детство было трудное, ты на мужчину не похож, ты больше женщина, у тебя талия высокая, молоко к груди подбирается”.

В целом ощущение сложилось сумбурное. Масштабное мрачное полотнище пафоса.