Найти тему

Монтессори и дети

Занятия с материалами или игрушками отлично подходят для того, чтобы научить малыша поддерживать порядок с помощью алгоритма:
1 - выбор игрушки;
2 - собственно игра;
3 - возвращение игрушки на место.

Бывает, что у ребёнка возникает желание заниматься сразу со всеми выставленными на стеллаже игрушками и материалами. В результате пазлы, карандаши и кубики смешиваются в одну большую кучу, на столе или на полу воцаряется хаос.

Чтобы такого не происходило, важно ввести правило: перед тем, как взять новую игрушку, обязательно убираем предыдущую. И следить за выполнением этого правила.

Понятно, что мы не можем заставить ребёнка убрать материал, если он этого не хочет. Но мы можем не позволять ему брать новую игрушку, пока другая не убрана.

Дети интуитивно стремятся к порядку — им приятно, когда они знают, где взять ту или иную вещь. Потому важно отвести каждой игрушке своё конкретное место, чтобы ребёнок точно знал, куда её убрать.

Однако не стоит проявлять чрезмерную жёсткость и настаивать, чтобы малыш убрал всё сам, если уже видно, что он это делать не хочет. Предложите помощь: «Давай вместе наведём порядок! Ты уберёшь красные кубики или синие?»

Если малыш не готов убираться даже на пару с мамой, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь. Но машинки нужно поставить на полку. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты».

Но убирать игрушки самостоятельно, пока ребёнок гуляет или спит — плохая идея: малыш примет как должное, что за него уборку проводит кто-то другой. В дальнейшем будет сложно объяснить ему, почему устоявшаяся система должна поменяться.

А ещё дети легко усваивают нормы и правила, принятые в семье. Если родители всегда кладут вещи на место, то малыш будет делать так же. Важно: если вы убираете за собой, значит, делаете это всегда.

Избегайте ситуаций, когда в спешке можно нарушить правило: «Ну ладно, мы уберём это позже, в другой раз». Ребёнок может не понимать, что стоит за конкретной ситуацией, но он чётко считывает сигнал: убирать не обязательно.