Что это мы все о серьезном, да о серьезном?.. В госзакупках работают тоже люди, которым свойственно ошибаться и попадать в казусы. Решили поделиться случаями из своей практики, которые будут и веселыми и поучительными одновременно.
Андрей Плешков: Друзья, всем привет! На связи Андрей Плешков и Евгений Бобышев. В эфире подкаст Тендерного клуба, и сегодня решили взять тему, связанную с курьезами в госзаказе, которые произошли в нашей практике. Это случаи, которые произошли с нашими коллегами, либо в компаниях, с которыми мы сотрудничали, а также случаи из нашей личной практики. Думаем, что будет и весело и поучительно одновременно. Как считаешь, Евгений!
Евгений Бобышев: Всем привет! Да, и несмотря, что эти случаи произошли давно, они будут интересны, и кое-что можно будет даже взять себе на вооружение, чтобы не допускать подобных ошибок.
Андрей Плешков: Ошибки на своем пути допускал каждый, и этого не стоит стыдиться и скрывать. Евгений, я знаю, что у тебя даже есть ТОП-список курьезных случаев. Поделишься?..
Случай № 1 – «Запутались в документации»
Евгений Бобышев: Я работал в крупном промышленном альянсе, в котором состояло несколько организаций – и проектные и строительные, и компании, занимающиеся изысканиями… И вот в одной из таких компаний работала девочка, которая занималась тендерами. Происходил процесс слияния – объединения 2-х компаний, и руководство нашей компании принимало на себя общее руководство. В проработке было 2 крупных тендера на проектные работы. Тогда еще у нас был 94-ФЗ, и все заявки подавались на бумаге. Это были серьезные конкурсные заявки, общая стоимость составляла порядка 40 млн. руб. И девочка, возможно, впопыхах или недосмотрела, но положила эти заявки в разные конверты. Соответственно, заявки ушли по разным адресам. А до этого проводилась серьезная подготовительная работа, и компания должна была победить. В результате 2 конкурса были проиграны. Такой вот произошел курьез из-за того, что по невнимательности заявки положили в разные конверты. Сотрудницу хотели уволить, но не смогли, потому что она была матерью-одиночкой. Ее перевели в другую компанию, в рамках холдинга, и вместо тендерного специалиста она продолжила работать секретарем.
Андрей Плешков: На самом деле, это не единичный случай в практике. У меня тоже нечто похожее встречалось. В свое время я пришел работать в компанию, а до меня работал менеджер, который занимался тендерами. И этого специалиста уволили как раз по причине того, что он перепутал документы: одна часть бумаг ушла одному заказчику, а вторая – другому. Условно говоря, заказчиков поменяли местами. Ситуация была забавной, но со стороны, а не для руководства и того специалиста.
Что еще у тебя интересного, Евгений?
Случай № 2 – «А что в коробках?»
Евгений Бобышев: Второй случай тоже связан с «бумажными» конкурсами и 94-ФЗ. Это был большой конкурс в Сочи на инженерную защиту Имеретинской низменности. Конкурс был на проектные работы еще когда только начиналась стройка к Олимпиаде. Было много требований к участникам, критериев… В общем, наша заявка получилась размером на 2 коробки формата А4. Все документы прошиты, пронумерованы, с печатями, на коробках бланки – «Не вскрывать до такого-то времени»… Мы с водителем привезли коробки с документами к администрации г. Сочи.
Начали заходить в здание, но охранник нас не пускает:
- Покажите, что у вас в коробках?
- Это конкурсная документация, - говорим.
- Может быть, у вас бомба. Давайте вскрывать.
- Конверты вскрывать нельзя, - пытаемся объяснить…
В общем, нас всяческими сканерами и металлоискателями проверили, и в итоге запустили. Еле успели за несколько минут до вскрытия. Ставим эти коробки на стол, а комиссия тоже смеется: «У вас там случайно не бомба?».
Такие вот раньше были огромные заявки. Сейчас все намного проще: собрал в электронике несколько мегабайт документов, подписал их электронной подписью и отправил. А раньше это были огромные коробки бумаг. Очень много времени уходило, чтобы их распечатать, поставить «копия верна», пронумеровать, сшить – это была целая история.
Андрей Плешков: Кстати, я тоже вспомнил случай… Мы тоже готовили огромное количество документации. Еще и заказчики любили говорить: «Сделайте еще 5 копий для каждого члена комиссии». Так вот подготовили документацию к конкурсу, а потом носились по офису в поисках коробки…
Евгений Бобышев: А мы участвовали в конкурсе, который проводил «Газпром», и одним из требований тоже было предоставить 3 вида копий: на бумаге, диске, флеш-накопителе. Мы задали вопрос: «Ребята, а зачем вам столько копий?». Нам тоже ответили, что для комиссии. Кто-то будет рассматривать на бумаге, кто-то с ноутбука… В итоге мы везли коробки с документацией, плюс диски и флешки для того, чтобы предоставить комиссии различные варианты для изучения.
Случай № 3 – «Решала»
Евгений Бобышев: Продолжая тему «живых» аукционов, вспомнил еще интересный случай, который тоже связан с администрацией г. Сочи, поскольку мы часто участвовали в их закупках. Был «живой» аукцион, когда нужно было приехать на место и поподнимать карточки… Если раньше мы рассказывали, что операторы сливали информацию об участниках, и кто-то им звонил, предлагал вознаграждение, чтобы участник не участвовал в закупке, то когда были «живые» аукционы, договаривались на местах. Для меня это было неожиданностью, когда приехали несколько компаний, чтобы участвовать в аукционе, поднимать карточки, и один из представителей приехал с портфелем, и пытался «договориться» с другими участниками, чтобы они не сбивали цену. В портфеле лежали пачки с деньгами, и он прямо в администрации пытался договариваться с другими участниками. У людей был легкий ступор, и никто на такие договоренности не пошел.
Андрей Плешков: Теперь наши слушатели будут думать, что в закупках все куплено…
Евгений Бобышев: Это не так, но отдельные случаи встречаются. И в моей практике давно это тоже было.
... Друзья, переходите на наш сайт онлайн-школы для поставщиков "Азбука тендеров" и читайте эту текстовую версию подкаста до конца. Там же найдете и сам подкаст, который при желании сможете послушать.