Основу татарского войска составляла легкая конница. Главным ее преимуществом была скорость и маневренность. Пользуясь этим, татары часто совершали внезапные наскоки на противника, фланговые охваты и рейды в тыл. А в случае опасности также быстро могли отойти на безопасное расстояние. А то и вовсе кружили перед неприятелем "хоровод", осыпая его градом стрел и не вступая в прямой контакт.
Однако с появлением в XIV в. огнестрельного оружия, все большую роль в европейских армиях начинала играть пехота. Которая с начала XVI в. начала использовать полевые укрепления, известные под названиями: вагенбург, гуляй-город или табор. Наибольшее распространение данная тактика получила в восточноевропейских армиях: русской, польской, литовской, молдавской и тд.
Гуляй-город представлял собой ряд телег или возов поставленных друг за другом по периметру, за которыми могли укрываться воины, поражая при этом противника ружейным и артиллерийским огнем. В зависимости от местности гуляй-город мог иметь различную геометрическую форму, от круглой, до квадратной и треугольной. Возы для большей защиты могли ставить в несколько рядов, в отдельных случаях доходило до 10-12. Чтобы противник не мог их раздвинуть или опрокинуть, возы сковывали между собой цепями, на них грузили мешки с землей или песком.
Часто гуляй-города использовали даже на марше. Выглядело это так, возы запряженные лошадьми двигались двумя колоннами. На возах размещались стрелки и артиллерия, а в центре между этими колоннами шла пехота.
Частое использование данных полевых укреплений в конфликтах XVI-XVII вв. привело к тому, что турки и татары даже стали называть словом "табур" все европейские войска.
Гуляй-город был крайне эффективной тактикой не только против легкой татарской конницы, которая практически не имела огнестрельного оружия. Но ее также эффективно использовали гуситы против тяжелой немецкой рыцарской конницы.
Так использование табора (гуляй-города) являлось основной тактикой запорожских казаков. Об этом писал французский инженер Гийом де Боплан:
Больше всего они обнаруживают ловкости и стойкости в сражении в таборе под прикрытием возов (ибо они очень метко стреляют из ружей, которые составляют их обычное вооружение) и при обороне укреплений; они недурны также и на море, но при езде верхом они не настолько искусны. Помню мне случи-лось видеть, как всего 200 польских всадников обратили в бегство 2000 их наилучших воинов.
Но правда и то, что под прикрытием своих та-боров сотня казаков не побоится и тысячи поляков или даже [нескольких] тысяч татар
И действительно, большинство попыток штурма гуляй-городов татарской конницей приводило к ее поражению. Однако частое использование данных полевых укреплений неприятелем вынуждало татарских полководцев искать способы борьбы с ними.
Чаще всего татары старались не штурмовать гуляй-город, а просто блокировать его, после чего полевое укрепление превращалось в осажденную крепость. Теперь оставалось только ждать и отлавливать вражеских фуражиров, пытавшихся пополнить запасы продовольствия как для осажденного войска, так и для лошадей. Именно блокада татарами и поляками русского лагеря в сражении под Чудновом в 1660 г. привела к поражению русского войска.
Если же блокировать вражеские войска не получалось, то татары старались атаковать гуляй-город на марше. Так как в этот момент возы не были связаны между собой. В этом случае главной целью для атаки были запряженные в телеги лошади, после гибели или ранения которых части возов приходилось останавливаться и в гуляй-городе образовывались разрывы, куда и могли прорваться татарские всадники. Эту тактику удачно применил перекопский мурза Тугай-бей, союзник Богдана Хмельницкого в битве под Желтыми Водами в 1648 г.
Хотя гуляй-город был приспособлен для круговой обороны, тем не менее большая часть войск находящаяся внутри него сосредотачивалась со стороны главного направления атак противника. Поэтому татары часто при штурме вагенбургов совершали обманный маневр. Сначала всеми силами атаковали его с одной стороны, а затем отдельный отряд заходил с тыла или с фланга и пытался прорваться оттуда сквозь малочисленный заслон защитников гуляй-города. Таким образом в сражении под Каменец-Подольским в 1633 г. буджакским ногайцам удалось фланговой атакой ворваться в польский лагерь. И лишь ценой больших усилий полякам удалось ликвидировать этот прорыв.
Еще одной тактикой борьбы с вагенбургами были ложные атаки татарской конницы. Татары шил в наступление на гуляй-город, а затем тут же отступали, вынуждая его защитников расходовать пули и порох. Ведь основным преимуществом находившихся внутри полевого укрепления войск было именно огнестрельное оружие. После израсходования боеприпасов, вагенбург становился довольно уязвимым. Такая тактика привела к победе татар в сражении с поляками под Сасовым Рогом в 1612 г.
Гуляй-город и другие полевые укрепления представляли для татарских войск огромную сложность и опасность. Поэтому взятие подобной передвижной крепости считалось среди татарских воинов примером особой воинской доблести. Так Крымский хан Джанибек I Гирей пытаясь показать польскому послу мощь татарского войска, указывал на то, что в 1620 г. они разгромили польский табор.
И тем не менее, несмотря на ряд успешных попыток штурма татарской конницей гуляй-городов, использование европейскими войсками огнестрельного оружия и передвижных полевых фортификаций серьезно снизили эффективность некогда непобедимой татарской конницы, да и вообще конницы как рода войск.
Читайте также:
"Хоровод" ("Карусель") - уникальный тактический прием кочевников Великой Степи.
Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!!👍
#история #крымское ханство #татары #гуляй-город #вагенбург #конница #тактика #история россии #наука и образование #военное искусство