В напоминание об авантюре Уинстона Черчилля на дне у острова Лерос лежат около 40 кораблей и 200 самолетов, делая эти воды самыми привлекательными в средиземноморском регионе для любителей технического дайвинга. Многочисленные укрепления Лероса, протяженные подземелья, пронизывающие остров, по-прежнему плохо изучены и привлекают сюда сталкеров – исследователей этого заповедника войны.
Часть объектов обнаружена, и это в первую очередь корабли, затонувшие внутри бухты Лакки в сентябре 1943 года. Но вокруг самого острова акватория, как мне кажется, интереснее – вода чище, да и возможностей обнаружить что-то новенькое побольше. Мне приходилось нырять на десантный немецкий корабль, на бомбардировщик Хенкель 111, итальянский заградитель. Часть объектов можно увидеть даже без акваланга – многие из них упокоились на небольшой глубине и хорошо видны при помощи обычной маски.
Многочисленные рэки – это результат морских и воздушных десантных атак, предпринимаемых немецким вермахтом и кригсмарине при поддержке люфтваффе в течение осени 1943 года. Чаще всего они остаются там, где их нашли, и местные дайверы предпочитают ничего не трогать, даже то, что в принципе можно поднять на поверхность. Когда я нырял на немецкую десантную баржу PiLB-391, то на глубине 12-15 метров видел не только куски обшивки, но и каски, оружие, амуницию немецких десантников – дайверы люди суеверные. Как мне удалось выяснить, 32 десантника спаслись на небольшом островке Стронгили, в который влетела поврежденная баржа, и просидели там до ночи. С наступлением темноты итальянцы высадились и пленили тех, кто выжил. Впрочем, в плену они пробыли недолго.
Несколько лет назад местные дайверы обнаружили немецкий транспортник Юнкерс 52, сбитый во время высадки десанта. Греки подняли его, причём вместе с экипажем. Останки были переданы немецкой стороне, а сам самолет был частично восстановлен, законсервирован и выставлен в музее.
Лерос вполне можно назвать заповедником войны и в этом он действительно привлекателен для любителей пеших горных прогулок и туристов, предпочитающих совмещать отдых с исследованиями. Местные жители с удивлением рассматривали кадры, снятые в процессе наших экспедиций – они очень слабо представляют, а что же находится там, где нет дорог.
Путешествуя по окрестным горам, я не раз убеждался в том, что это был действительно очень мощный опорный пункт. Если владеешь старой картой и крепкими ногами, то в течение недели можно побывать на большинстве позиций, на которых, к моему глубочайшему сожалению, не осталось ни одного орудия, – все они были сначала повреждены во время сражения за Лерос, а в последствии разрезаны и переплавлены.
Одно из очень странных по форме железобетонных сооружений оказался радар, причём по тем временам довольно эффективный – он позволял на значительном расстоянии обнаруживать самолёты противника.
Для тех, кто не страдает клаустрофобией представляют интерес подземелья острова, которые пронизывают его как муравейник. На самой высокой точке острова находится подземный штаб обороны острова – адмирал Машерпа был взят в плен именно здесь.
В горах невольно окунаешься в атмосферу середины прошлого века, где твоими редкими спутниками становятся только козы, — подземелья, укрепления странной формы и непонятного назначения. Кое-что интересное в горах обнаружить удаётся и сейчас. Это, например, орудия и броневики американского производства 40-х годов, но установленные уже в послевоенные годы. Как и при каких обстоятельствах в местных горах оказались разведывательные бронемашины GREYHOUND, никто точно сказать не может. Теперь они — часть пустынного пейзажа, на который претендуют разве что греческий спецназ, тренирующийся в точности стрельбы.
M8 (англ. Light Armored Car M8), известный также под его британским названием «Грейхаунд» (англ.Greyhound) — лёгкий бронеавтомобиль США периода Второй мировой войны. Разработан фирмой Ford motor company в 1942 г. на основе бронеавтомобиля Т17. Производился серийно с марта 1943 по апрель 1944 года, общий выпуск составил 8523 единицы. Активно использовался войсками США во Второй мировой, а также Корейской войне и был снят с вооружения в начале 1950-х годов.
На части батарей можно увидеть немало рисунков итальянских и немецких моряков в казематах — некие послания из вечности. Надо сказать, что для новых владельцев остров превратился в своеобразный курорт: где-то шла война, Красная армия была уже почти у границ Рейха, а немецкий солдат Герберт Фройнд рисовал на стенах одной из батарей серию рисунков, карикатур и в том числе две копии картин фламандского художника Питера Брейгеля-старшего.
Поскольку британцы уже не испытывали энтузиазма по поводу перспектив занять острова и прыгнуть на Балканы, то у немецкого гарнизона нашлось время рисовать сюжеты из мирной жизни и карикатуры, отражающие мечты о женском обществе. Как, например, эта карикатура: куда приводят мечты оберефрейтора. В календаре оказался зашифрован номер части, в которой служил художник.
В 1944 году немцы покинули Грецию, уступив без боя место британцам. Тогда же началась в Греции Гражданская война: с одной стороны — монархисты, поддерживаемые британцами, с другой — коммунисты (сами знаете, кто их поддерживал). Лерос мог бы стать частью СССР, по утверждению греческих историков, о чём местные жители упоминают, как мне кажется, с нотками сожаления. Но так и не стал. Зато стал на долгие годы, аж до начала 70-х, местом ссылки коммунистов, диссидентов и правозащитников разных оттенков. Кстати, церковь Святой Матроны на Леросе расписывал Манолис Глезос — самый популярный в СССР грек, ну, конечно, после Демиса Руссоса.
Додеканесский архипелаг и Лерос, как его часть, являются одним из самых интересных и разнообразных мест для любителей самостоятельных путешествий, яхтенных в первую очередь, – можно добраться туда, куда иначе никак не добраться. Надеюсь, что у нас еще будет возможность туда вернуться.
Античность, православные святыни, крепости, укрепления, затонувшие корабли, самолеты — многие артефакты здесь можно увидеть и, что важно, потрогать за пределами музеев или монастырей.
Греки с большой симпатией относятся к русским, считая нас братским народом, непосредственно причастным к событиям XVIII -XIX веков, приведшим к обретению Грецией независимости от Османской империи. Они помнят и о том, что первый президент Греческой республики Иоаннис Каподистрия, был в начале XIX века министром иностранных дел России (управляющий Министерства иностранных дел). И про адмирала Ушакова, графа Алексея Орлова, основателя русской Архипелагской губернии. Как мне сказал офицер береговой охраны во время проведения экспедиции РГО в 2021 году: «Мы, греки, любим русских и считаем вас братьями, но вот наши политики, кто бы они не были, правые, левые или центристы, – все время лижут зад Америке».
В этом легко убедиться и сегодня, просматривая новостную ленту.
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия
#русский след
#русский мир
#алексей никулин
#моя планета
#лерос
#греция