Прекрасная поэтесса, муза Визбора и голос, с которым весь Советский Союз просыпался по субботам. Ада Якушева. Женщина, с которой невозможно было заскучать.
В 50-е годы Московский государственный педагогический институт – МГПИ – расшифровывали иначе: Московский государственный поющий институт. И это неспроста! Здесь учились Юлий Ким, Петр Фоменко, Юрий Коваль, Борис Вахнюк, Юрий Визбор и она – Ада Якушева.
Она никогда не лезла на рожон, ни с кем не скандалила и на семинарах старалась отмалчиваться. Ей больше нравилось другое – писать стихи. И только. Для этого у нее было две причины (как она сама признавалась): во-первых, чтобы не страдать от ревности к Визбору. Во-вторых, потому что все в институте что-то писали.
А позже она влюбилась и в музыку. В Союзе существовала система бесплатного факультативного обучения – семинар самодеятельных композиторов при Союзе композиторов СССР. Обучение на семинаре позволяло получать музыкальное образование в объеме, не уступающем консерваторскому, но без государственного диплома. Якушевой такая система вполне подходила. Оно окончила курсы и стала создавать мелодии.
“Песня о Москве” и “Вечер бродит по лесным дорожкам” пела вся столица. А сборники стихов Якушевой переписывались и передавались из рук в руки. В первой книжке “Если бы ты знал” поэтесса рассказала о людях, с которыми встретилась в своей жизни, во второй – “Песня – любовь моя” – о бардах, фестивалях и песнях.
Третья книга “Три жены тому назад. История одной переписки” – это обнаженная история отношений Якушевой и Визбора. Брак они заключили сразу после института, родилась дочь Татьяна. Вроде все было хорошо, но только со стороны. Внутри в семье кипели страсти: ревность, измены, уходы и возвращения:
Снова твое бесконечное "Жди!"
Белой дорогой мне в окна глядит.
Снегом о снежный стучится настил.
Я не хочу, чтобы ты уходил.
В снег не хочу и в жару не хочу
Я прислоняться к другому плечу.
Хватит ли сил мне, не хватит ли сил
Я не хочу, чтобы ты уходил
Мне все равно, сколько лет позади
Мне все равно, сколько бед впереди
Я не хочу, чтобы ты уходил.
Не уходи или не приходи
Этим стихотворением Якушева задокументировала свои переживания. Визбор все-таки ушел. Но теплые отношения уже бывшие супруги смогли сохранить. Даже находясь в браке с другой, Визбор посвятил главную песню шестидесятников своей первой и самой большой любви – “Ты у меня одна”.
Спустя годы Визбор говорил, что если бы начал жизнь сначала, опять женился бы на Аде.
В 1968-м Якушева вышла замуж за радиожурналиста, заместителя директора радиостанции «Юность» Максима Кусургашева, однокурсника и свидетеля на первой свадьбе. Еще во время учебы в институте роман Визбор – Якушева – Кусургашев студенты называли “романом века”. В этом браке родились сын Максим и дочь Даша.
С 1966 по 1968 годы работала редактором на радиостанции «Юность», ездила по Сибири и Дальнему Востоку, вела передачи «Песня, гитара и я», «Здравствуй, товарищ!». Примерно в это же время завязалась дружба Якушевой с никому еще неизвестной Аллой Пугачевой. Девушки пели на одной сцене, а Максим Кусургашев и Кристина Орбакайте играли вместе за кулисами.
Последние годы жизни Ада Якушева жила скромно, на одну пенсию. Авторские отчисления не получала, несмотря на то, что ее стихи и песни звучали отовсюду. Не общалась с журналистами, ссылаясь на возраст и отсутствие времени.
Теперь дело Ады Якушевой и Юрия Визбора продолжает их внучка – Варвара. Она активно выступает со своим музыкальным коллективом, уже выпустила несколько альбомов, где есть ее прочтение песен знаменитых бабушки и дедушки.