Можно считать себя великим "говоруном" и импровизатором, но подготовку и репетицию публичного выступления никто не отменял. Как говорил Марк Твен: „Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня.“
Итак, с чего же начать подготовку?
ШАГ ПЕРВЫЙ. ЦЕЛЬ. Нужно четко определить, что вы хотите, что бы аудитория сделала после вашего выступления. И это не должны быть абстракции: подумала, почувствовала, осознала, а четкие действенные цели. Например: после моей речи зрители должны купить у меня то-то и то-то; после моей речи они должны встать и проголосовать за меня; после моей речи все берут лопаты и грабли и убирают территорию и т.д. Цель должна быть простой и понятной, а, главное, выполнимой. Чем фантастичнее достижение вашей цели, тем бесполезнее ваша речь.
ШАГ ВТОРОЙ. АНАЛИЗ АУДИТОРИИ. Необходимо представлять, перед кем вы будете выступать? Возраст? Пол? Социальное положение? Религия? Политические воззрения? И еще огромное количество вопросов. От аудитории будет зависеть хронометраж вашего выступления, весь план, а также язык вашей речи. Есть огромная разница между словами, которые вы скажете, например, пенсионерам и подросткам. Точнее, должна быть.
ШАГ ТРЕТИЙ. СБОР МАТЕРИАЛА. Вы мужественно собираете всю информацию по теме вашего выступления. При этом необходимо соблюдать правило: только треть собранной информации должна прозвучать перед аудиторией, остальное отправляется в запас. Это важный момент. В конце выступления у аудитории могут появиться вопросы. Что вы ответите, если запас ваших знаний иссяк? "Скрытый избыток" и спасет вас, и даст почву для общения с аудиторией.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. ПЛАН. Лучше всего для начинающих ораторов составлять план по классической ораторской схеме. План - это жесткий скелет вашего выступления, который не даст вам уйти в мутные воды бесполезных размышлений, поэтому не пренебрегайте им.
ШАГ ПЯТЫЙ. НАПИСАТЬ РЕЧЬ. Опытные ораторы часто уже не записывают речи,а довольствуются планом, но на первых этапах освоения ораторского искусства это необходимо. После написания рекомендуется прочитать речь вслух и записать на диктофон или видео. Послушайте сами, не тяжело ли вам ее проговаривать, интересно ли ее слушать, сколько времени она занимает, чтобы не выпасть из регламента.
ШАГ ШЕСТОЙ. УКРАСИТЬ РЕЧЬ. Проанализировав предварительно аудиторию, вы уже знаете, что ее примерно "возбудит". Тогда подберите соответствующие цитаты, метафоры, гиперболы, то есть тропы и фигуры речи, которые сделают вашу речь жемчужиной.
ШАГ СЕДЬМОЙ. РЕПЕТИРУЙТЕ. Репетируйте до тех пор, пока ваша речь не будет похожа на обыкновенную беседу, а не на заученную белиберду. Людям нужны искренность, внимание и естественность. Так дайте им их.
УДАЧИ!