Любой межнациональный конфликт – это мина замедленного действия. Это как чеховское ружье, которое обязательно должно выстрелить, если оно висит на стене. Можно сколько угодно вести переговоры и пробовать решить все проблемы дипломатическим путем, но достаточно одной искры и тут же разгорается невиданное по силе пламя, в топку которого летят все принципы и мирные договоренности. Начинается открытое вооруженное противостояние. А войны на планете никогда не заканчивались ничем хорошим... Яркий тому пример – остров Кипр, который вот уже больше 40 лет остается фактически расколотым на две части. До сих пор посередине острова проходит "зеленая линия", которую охраняют миротворцы ООН. А по обе стороны ее – греки и турки, которые не так давно жили в едином государстве.
Остров невезения
Кипр – это остров с богатейшей историей. Его еще до нашей эры заселили греческие колонисты, которые и определили культурное лицо этого места. Но Кипру не повезло – на протяжении практически всей своей истории он всегда находился под чьим-то господством. Его поочередно захватывали то ассирийцы, то египтяне, то Македонский, то римляне и крестоносцы, то византийцы... Каждый агрессор владел островом недолго – начиналась новая война за передел сфер влияния и Кипр вновь снова становился разменной монетой в ней.
В 1570 году остров был захвачен Османской империей, которая на долгие 300 лет установила здесь свое владычество. Срок этот немаленький и поэтому через несколько поколений на Кипре сформировалось два основных этноса – старый греческий и новый турецкий. Нет, между ними не было особых конфликтов, да и откуда им взяться, если нет самостоятельного государства.
А оно появилось только в 1960 году. До этого Кипром 80 лет управляла "владычица морей" Великобритания, фактически купив его у турков (при этом он формально оставался в составе Османской империи). Эти 80 лет господства вылились в то, что британцы установили на острове свои порядки, которые отнюдь не способствовали мирной жизни греков и турков. Оккупантам было очень необходимо держать Кипр в подчинении, чтобы у местного населения и мысли не возникло об освободительной борьбе. А для этого надо было всего лишь искусственно поддерживать межнациональные конфликты, чтобы население было чем-то занято и не помышляло о войне за независимость. Так и получилось – искусственно раздуваемые обиды становились поводом для новых обострений, которые росли как снежный ком.
К моменту когда Кипр получил независимость, его население состояло из 80% греков и 18% турков. Последние опасались ущемления своих прав, ведь греки в открытую собирались присоединиться к своей "большой родине". Великобритания уходя с острова добилась от Греции гарантий неприсоединения Кипра и на всякий случай оставила на острове две военные базы (они существуют и по сей день).
Турецкое вторжение
И вот Кипр стал независимым. Президентом был избран предстоятель кипрской православной церкви архиепископ Макариос III. Это был очень осторожный и мудрый политик, который стоял за мирное разрешение конфликта между греками и турками на острове. А он после ухода британцев стал разгораться с новой силой. Турки боялись откровенного геноцида со стороны греков, а грекам, в свою очередь, не нравилось, что несмотря на меньшинство, турки имеют равное представительство в органах власти. Тут же действовали радикалы, которые подбивали народ на присоединение острова к Греции. Турецкое население в ответ настаивала на переходе под юрисдикцию Турции... В общем огонь противоречий только нарастал.
Приглашенные миротворцы ООН ситуацию переломить не смогли, а две независимые страны – Греция и Турция внимательно наблюдали за конфликтом, готовые вмешаться в любое время. Триггером для последующих событий стал произошедший в июле 1974 года путч. Члены радикальной греческой организации ЭОКА–Б, которые выступали за объединение острова с Грецией, отстранили Макариоса от власти и вынудили его уехать из страны. По острову прокатилась волна этнических чисток. Радикалы арестовывали и убивали турок-киприотов, вынуждая тех искать спасения в турецких анклавах. Страна вплотную приблизилась к полноценной гражданской войне.
И тут последовало то, что и должно было произойти. Турция объявила о начале военной операции по спасению турецкого населения острова и 20 июля 1974 года начала вторжение на Кипр. Первоначально 3000 турецких военных высадились на севере острова. Через три дня их число увеличилось до 10 000. Войска национальной гвардии Кипра, состоящие из греков, были кратно слабее регулярной турецкой армии, поэтому терпели поражение, отступая вглубь острова.
Однако у Турции не было намерения оккупировать полностью весь остров. Через три дня дойдя до "линии Атилла" – предполагаемой границы раздела Кипра, турки остановили свое наступление. 18 августа 1974 года огонь был прекращен. После этого начался великий исход. С севера страны массово бежали греки–киприоты. Бежали на юг, к своим. А их место занимали переселенцы из Турции. То же самое происходило и на южной половине острова – все турки массово уезжали на север, под защиту турецкой армии.
Надо отметить, что Турция очень грамотно провела свою "линию Атилла" – под ее властью осталось 80% всей туристической инфраструктуры, 70% промышленности и месторождений полезных ископаемых.
Две части одной страны
Никакие международные увещевания не заставили Турцию уйти после этого с занятой ею территории. Переговоры, резолюции ООН, мирные конференции по Кипру – все это не приносило никакого результата. Кипр оказался расколотым на две части, 37% острова осталось под оккупацией турецкими властями. Уже в начале 1975 года руководство турецкой общины провозгласило создание "Турецкого федеративного государства Кипр", которое в 1983 году стало называться "Турецкая республика Северного Кипра". Или просто Северный Кипр – территориальное образование, которое не признанно никем в мире, кроме одной только Турции.
В настоящее время Северный Кипр отделен от остальной части острова буферной зоной, которая называется "Зеленая линия" и которую охраняют миротворцы ООН. Длина этой линии – 180 километров, а ширина составляет от 7 километров до нескольких метров. Попала под эту линию и столица Кипра – город Никосия, который сейчас является единственным столичным городом в мире, разделенным на две части.
Призывы к воссоединению Кипра звучат постоянно, начиная с оккупации части острова турецкой армией. Но без воли населения всего острова это воссоединение вряд ли возможно. ООН периодически предлагает те или иные планы по объединению. Последний и самый реалистичный был предложен в 2000-х годах на фоне вступления Кипра в ЕС генсеком ООН Кофи Аннаном. По нему существование единой страны должно было бы основываться на принципах конфедерации, а президентом поочередно становиться то грек, то турок. При этом греки–киприоты получали возможность вернуться в родные места, но военное присутствие Турции на Кипре оставалось. Этот план получил одобрение Северного Кипра, и решительный отказ Республики Кипр.
Переговоры то затухая, то разгораясь ведутся и по сегодняшний день, но все уже давно смотрят на эту ситуацию реалистично – чем больше времени прошло, тем все призрачнее становятся шансы на объединение страны. Слишком разные люди по обе стороны линии раскола, слишком широка пропасть отчуждения...
(При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: gidnakipre.ru; ria.ru; aif.ru; oper-1974.livejournal.com)