11 марта 2022 года районный суд Токио отклонил иск, поданный от имени люксового обувного бренда Christian Louboutin к ответчику, который производит и распространяет женскую #обувь с красной подошвой в Японии. Истец заявил о нарушении его права на интеллектуальную собственность, требовал запретить ответчику производить и распространять обувь с красной подошвой и выплатить компенсацию в размере около 300 тысяч евро в соответсвии с Законом о недобросовестной конкуренции.
В мае 2018 года японская компания Eizo Collection Co. Ltd., основанная в 1959 году, начала производство и продажу женских туфель с резиновой подошвой красного цвета. Всего бренд представил 7 моделей обуви с красной подошвой, на каждой паре расположен #товарный знак компании - EIZO. Стоимость одной пары составляет примерно 120 евро.
В исковом заявлении Christian Louboutin SAS завили, что туфли на высоких каблуках с лаковой кожаной подошвой красного цвета (цвет Pantone 18-1663) в силу их широкого распространения в Японии в течение 20 лет сами по себе стали указателем на бренд Louboutin, то есть выполняют функцию товарного знака. Для того, чтобы убедить суд в известности и популярности туфель с контрастной красной подошвой и доказать их приобретенную различительную способность в Японии, то есть их возможность являться товарным знаком, #Louboutin предоставил следующие доказательства - объемы продаж туфель - c 2016 года продажи данных туфель составили более 20 миллионов евро. Ежегодно бренд тратит более 100 тысяч евро на продвижение и рекламу своей продукции в Японии. Также согласно опросу в 2020 году, в котором участвовало 3149 женщин от 20 до 50 лет, 65% ответили, что на изображении туфель на высоких каблуках с красной подошвой представлены туфли бренда Christian Louboutin.
Eizo Collection не согласились с требованиями истца и заявили, что красная подошва туфель бренда Louboutin не является уникальной, оригинальной и общеизвестной. Louboutin не создал свой уникальный красный цвет специально для подошвы туфель своего бренда, а использует вариант красного цвет системы Pantone. По мнению ответчика, красный цвет очень популярен в модной индустрии, этот цвет обычно используется для создания товаров для женщин, и многие производители обуви используют красный цвет для подошвы различных моделей туфель.
Является ли Christian Louboutin правообладателем товарного знака для красной подошвы в Японии? Нет. Заявка на регистрацию данного товарного знака была подана в 2015 году (в Японии стало возможным заявлять цвет в качестве товарного знака с 1 апреля 2015 года после внесения изменений в Закон о товарных знаках) и до сих пор заявитель не может убедить патентное ведомство Японии в том, что красная подошва может выполнять функцию товарного знака. Хотя законодательство Японии разрешает регистрацию цвета в качестве товарного знака, ведомство признает товарными знаками только комбинации цветов. Пока что не зарегистрировано ни одного товарного знака, состоящего из одного цвета. Соответственно, в данном деле истец не смог заявить о нарушении его исключительного права на #товарный знак поскольку его просто не существует. Louboutin заявили о том, что в соответствии с Законом о недобросовестной конкуренции ответчик не имеет право использовать подошву красного цвета для туфель на высоких каблуках, поскольку потребители могут быть введены в заблуждение и перепутать товары двух брендов.
Рассмотрев исковое заявление, суд принял решение в пользу ответчика, то есть бренда Eizo. Суд не принял предоставленные доказательства об известности красной подошвы среди потребителей и приобретению ее различительной способности в Японии, посчитав их недостаточными для вывода о том, что красная подошва может являться указателем на производителя. 20-летний период присутствия обуви от Christian Louboutin на рынке Японии суд посчитал недостаточным, чтобы признать товар истца общеизвестным. Как указал суд, на практике ассоциация красной подошвы с брендом Christian Louboutin возникает у слишком малого количества потребителей.
Суд пришел к выводу, что использование подошвы красного цвета является распространенной практикой для привлечения внимания потребителей к товару как в Японии, так и во всем мире. Более того, женские туфли на высоком каблуке и с красной подошвой были широко представлены на японском рынке еще до того, как бренд Louboutin представил свою версию туфель с красной подошвой. Соответственно, суд сделал вывод о том, что сегодня красная подошва является обычным и распространенным элементом дизайна обуви.
Также суд пришел к выводу, что потребители вряд ли перепутают обувь истца и ответчика так как:
- обувь истца является люксовым товаром, стоимость которого гораздо выше товара ответчика (в среднем 800 евро);
- на подошве обуви истца указан стилизованной товарный знак Louboutin, а на обуви ответчика расположен товарный знак EIZO, потребители смогут отличить бренды друг от друга;
- материал, из которого сделаны подошвы туфель, разный - у Louboutin это лаковая кожа, создающая ощущение на подошве красного лака для ногтей, у ответчика на подошве туфель совершенно иной материал - резина тускло-красного цвета;
- в представленном опросе 2020 года участвовали только потребители люксовых брендов, обувь ответчика не была представлена участникам опроса, соответсвенно некорректно делать вывод о введении в заблуждение потребителей.
На вышеуказанных основаниях суд отказался признавать сходство туфель истца и ответчика, которое необходимо установить в соотвествии со ст.2 Закона о недобросовестной конкуренции Японии для признания нарушения права истца.
На сегодняшний день товарный знак для красной подошвы туфель Christian Louboutin зарегистрирован более чем в 50 странах, в том числе в Австралии, Франции, Канаде, ЕС, России, США, Индии и др. В ЕС и США Louboutin активно занимается защитой своих прав на красную подошву. Например, в ЕС бренд столкнулся с голландским брендом VAN HAREN, а в США с Yves Saint Laurent. Успешная защита права на красную подошву была обеспечена благодаря зарегистрированным товарным знакам в соответствующих странах. Тем не менее, не все страны готовы регистрировать цвет в качестве товарного знака, к ним относится и Япония. Разные страны - разные решения по одноцветным товарным знакам.