Найти в Дзене
Сергей Мороз

Легкий танк Т-26

СССР, начало выпуска – 1931 г. Своими глазами С.Г. Мороз Основным танком, с которым Красная Армия встретила нападение фашистской Германии и ее подельников, был легкий Т-26. Как написано в популярных источниках, он у нас стал вторым по числу выпущенных после Т-34 и особой редкостью даже сейчас не является. Сохранившиеся «двадцать шестые» можно увидеть во многих музеях в России, Великобритании, Испании, Финляндии, Чехии, есть такая машина и во Франции. Не буду переписывать набившие настоящим знатокам оскомину и ненужные остальным сведения из популярной литературы о том, как английский «Виккерс 6-тонный» превратился в советский Т-26, а потом служил у нас и совершенствовался – на мой непросвещенный взгляд, все равно постоянно отставая от требований времени, но то спецам виднее. Сегодня я просто хочу показать снимки, которые сделал 17 ноября 2019 года в замечательном музее MM Park в городке Ванзено неподалеку от Страсбурга во французском Эльзасе. Если уж любитель военной истории и техники в

СССР, начало выпуска – 1931 г.

Своими глазами

С.Г. Мороз

Основным танком, с которым Красная Армия встретила нападение фашистской Германии и ее подельников, был легкий Т-26. Как написано в популярных источниках, он у нас стал вторым по числу выпущенных после Т-34 и особой редкостью даже сейчас не является. Сохранившиеся «двадцать шестые» можно увидеть во многих музеях в России, Великобритании, Испании, Финляндии, Чехии, есть такая машина и во Франции.

Не буду переписывать набившие настоящим знатокам оскомину и ненужные остальным сведения из популярной литературы о том, как английский «Виккерс 6-тонный» превратился в советский Т-26, а потом служил у нас и совершенствовался – на мой непросвещенный взгляд, все равно постоянно отставая от требований времени, но то спецам виднее. Сегодня я просто хочу показать снимки, которые сделал 17 ноября 2019 года в замечательном музее MM Park в городке Ванзено неподалеку от Страсбурга во французском Эльзасе. Если уж любитель военной истории и техники в те края попадет, то посетить этот музей ему надо непременно. В том числе и чтобы посмотреть на еще один Т-26!

Советский легкий танк Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз
Советский легкий танк Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз

Как я понял, там стоит Т-26 массового выпуска с «конической» башней и подбашенной коробкой с наклонными бортами – то есть образца 1938 или 1939 годов. Буду благодарен за уточнение или исправление этой информации, поскольку в сопроводительной табличке значится год выпуска… 1944-й! Ну, с кем не бывает, человеку свойственно ошибаться. Там же написано, что экипаж танка 6 (шесть!) человек, но эти ошибки общего впечатления от богатой и ухоженной экспозиции Музея не портят.

Информационная табличка у танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено – увы, не совсем точная. Фото: С.Г. Мороз
Информационная табличка у танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено – увы, не совсем точная. Фото: С.Г. Мороз

Также на табличке написано, что вес танка 9,6 тонны, длина 4,65 м, высота 2,24 и ширина 2,44 метра, толщина брони 15 мм, вооружен он пушкой калибра 45 мм (про пулемет забыли), четырехцилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ-Т-26 развивает мощность 90 л.с., что дает скорость 56 км/ч – наверное, это слишком оптимистичная оценка. Еще указано, что выпущено таких танков почти 12 тысяч штук – не совсем точно, но близко к нашим данным, которые историки обнародовали.

Танк Т-26 в музее ММ-Парк стоит удобно – на повороте дорожки для посетителей и благодаря этому его можно рассмотреть со всех сторон. Свет там хороший – белый и мягкий, снимать просто. Состояние его (пока, по крайней мере), почти такое же, в котором он был найден – его лишь частично подкрасили.

По заведенным в Музее ММ Парк правилам экспонат реставрируется, если для этого есть необходимая документация, позволяющая изготовить недостающие или поврежденные детали пусть и из другого металла, но точно такие по размерам, как были «родные». На эту штуку, понятно, чертежей нет, потому решили ничего не трогать.

Танк Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено выставлен почти в том же состоянии, что и был найден. Фото: С.Г. Мороз
Танк Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено выставлен почти в том же состоянии, что и был найден. Фото: С.Г. Мороз

Танк этот, по-видимому, был подбит и оставлен экипажем. Где нашли этот экспонат, кому он принадлежал, когда погиб, и какова была его судьба военная до того, узнать не удалось, но уже в Музее ММ Парк на башню ему нарисовали красную звезду. Может он и попал кому-то из союзников Гитлера в качестве трофея, но все же Т-26 – машина наша, и обозначена так, как должна была в представлении французских музейщиков. Заведение это, кстати, частное.

На башне советского легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено нанесена большая красная звезда, но на снимке танка в том виде, в котором он был найден, никаких опознавательных знаков не просматривается, что вообще, как я понял, характерно для советской бронетехники времен Великой Отечественной войны. Фото: С.Г. Мороз
На башне советского легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено нанесена большая красная звезда, но на снимке танка в том виде, в котором он был найден, никаких опознавательных знаков не просматривается, что вообще, как я понял, характерно для советской бронетехники времен Великой Отечественной войны. Фото: С.Г. Мороз

По моему мнению, это хотя исторической истине и не соответствует, но все же правильно. А вообще окраска в данном случае «дело десятое», к тому же в оригинале она была наверняка другой. Посмотрим собственно на «железо».

По башне судя, как мне показалось, выставленная в Ванзено машина скорее образца 1939 года, но точно определить это не берусь и заранее соглашаюсь с поправкой людей более сведущих. Если помещенные здесь снимки им окажутся полезны, буду только рад, а как говорят мои друзья, увлекающиеся стендовым моделированием техники, лишних картинок не бывает.

«Коническая» башня легкого танка Т-26 с сорокапятимиллиметровой пушкой в Военном музее MM Park в Ванзено. Отверстия слева от маски пушки и в боковом листе – пробоины? Фото: С.Г. Мороз
«Коническая» башня легкого танка Т-26 с сорокапятимиллиметровой пушкой в Военном музее MM Park в Ванзено. Отверстия слева от маски пушки и в боковом листе – пробоины? Фото: С.Г. Мороз
Советский легкий танк Т-26 в Ванзено – вид на маску пушки с правого борта, спаренный пулемет ДТ на экспонате отсутствует. Фото: С.Г. Мороз
Советский легкий танк Т-26 в Ванзено – вид на маску пушки с правого борта, спаренный пулемет ДТ на экспонате отсутствует. Фото: С.Г. Мороз
Тыльная сторона башни легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. На ней внизу написано красной краской «1939»: это имеется ввиду «образца 1939 г.», а не 1944-го, как на табличке – так знали ведь? Ну, подумаешь, опечатка, здесь во Франции это в порядке вещей… Фото: С.Г. Мороз
Тыльная сторона башни легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. На ней внизу написано красной краской «1939»: это имеется ввиду «образца 1939 г.», а не 1944-го, как на табличке – так знали ведь? Ну, подумаешь, опечатка, здесь во Франции это в порядке вещей… Фото: С.Г. Мороз

От британского прототипа (хотя так не на всех «англичанах»!) советскому Т-26 досталась компоновка с расположением места механика справа по борту. Оно закрыто люком из двух стальных пластин с узкой прорезью в верхней. Поперек нижней секции наклепан стальной уголок, чтобы рикошетирующая пуля или осколок не попали внутрь корпуса при приоткрытой верхней створке.

Люк механика-водителя советского легкого танка Т-26 в Ванзено. Отверстие в верхней створке – пробоина или просто ржавчиной проело? Фото: С.Г. Мороз
Люк механика-водителя советского легкого танка Т-26 в Ванзено. Отверстие в верхней створке – пробоина или просто ржавчиной проело? Фото: С.Г. Мороз
Створки люка механика-водителя советского легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено – нижняя заметно тоньше верхней, но и наклон ее больше. Фото: С.Г. Мороз
Створки люка механика-водителя советского легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено – нижняя заметно тоньше верхней, но и наклон ее больше. Фото: С.Г. Мороз

Недостатком танка Т-26 оставался слабоватый мотор. Его мощность постепенно пытались повышать, но и вес машины рос, и «лошадей» ей все время не хватало. Этот урок учли на собственных разработках, а сам танк Т-26 собирались использовать для поддержки пехоты и совместных действий с нею, где большая скорость особенно и не нужна. Но ведь мощность для танка – это не только скорость, но и проходимость?

Низкий мотоотсек советского легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено сверху закрыт стальными нерегулируемыми жалюзи, установленными сразу за башней. Фото: С.Г. Мороз
Низкий мотоотсек советского легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено сверху закрыт стальными нерегулируемыми жалюзи, установленными сразу за башней. Фото: С.Г. Мороз

Во многих источниках написано, что двигатель ГАЗ-Т-26 танка Т-26 был копией английского Армстронг-Сиддли «Пума». Действительно, был такой мотор – авиационный. Применение самолетных двигателей на танках дело довольно обычное, поставил редуктор с нужным передаточным отношением, вентилятор на принудительное охлаждение и поехали!

Но мотор Армстронг-Сиддли «Пума» вообще-то шестицилиндровый, а на Т-26 только четыре цилиндра. Может «обрезанная» модификация для танков? Но самая слабая модификация «Пумы» выпуска 1917 г. давала 250 сил, а эта поступила с паспортной мощностью только 75, тогда как при такой операции можно было бы ждать мощности хотя бы вдвое большей, сил 150. И еще – конструкция «Пумы» была такова, что она могла работать только стоя цилиндрами вверх (предназначалась, кстати, для ограничено маневренных самолетов), но в таком положении с габаритной высотой 1107 мм «под капот» Т-26 она явно не помещается.

Кормовая бронеплита и люки доступа к двигателю танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз
Кормовая бронеплита и люки доступа к двигателю танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз

Шасси танка Т-26 с каждого борта состоит из переднего ведущего катка, двух одинаковых подрессоренных тележек с четырьмя сдвоенными опорными катками малого диаметра на каждой, четырех поддерживающих катков и заднего ленивца. Насколько я читал, оно, как и трансмиссия, на танках первых модификаций было вполне надежным, но по мере роста веса, прочности стало не хватать, и участились поломки, особенно, при езде по сложным грунтам. Но опять же, вопрос такой статистики для меня сложен и тут спецам-танкистам видней.

Передний ведущий каток легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз
Передний ведущий каток легкого танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз
Передняя правая тележка с четырьмя сдвоенными опорными катками советского легкого танка Т-26 – они обрезиненные. Фото: С.Г. Мороз
Передняя правая тележка с четырьмя сдвоенными опорными катками советского легкого танка Т-26 – они обрезиненные. Фото: С.Г. Мороз
Поддерживающие катки Т-26 – сдвоенные с резиновыми бандажами, как и опорные, они имеют близкие размеры, но конструктивно отличаются. Фото: С.Г. Мороз
Поддерживающие катки Т-26 – сдвоенные с резиновыми бандажами, как и опорные, они имеют близкие размеры, но конструктивно отличаются. Фото: С.Г. Мороз

Гусеницы танка Т-26 сравнительно узкие – мне показалось, что ширина их существенно меньше, чем на легких танках БТ, но и вес его небольшой. Траки их литые.

Вид на гусеницу танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз
Вид на гусеницу танка Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз

На этом сегодняшнюю экскурсию в военный музей ММ Парк в городке Ванзено в Эльзасе мы заканчиваем. Бросим прощальный взгляд на стоящий там советский легкий танк Т-26, чтобы еще раз вернуться туда и посмотреть на другие выставленные рядом образцы боевой техники.

Советский легкий танк Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз
Советский легкий танк Т-26 в Военном музее MM Park в Ванзено. Фото: С.Г. Мороз

Послесловие не в тему: а теперь я как обычно предлагаю Вам, уважаемый читатель, переключить свое внимание и открыть замечательный канал Кот-ученый. Там каждый найдет то, что он ищет – разумное, доброе, вечное. Ну и, конечно, интересное!