Найти тему

Фестиваль "Другие школы". От вязаной шапочки до плазменной трубы

Фестиваль "Другие школы" в Петербурге больше всего напоминал дегустацию. И - для гурманов от образования - это был истинный праздник.

Из диалогов:

- А вы как школу выбираете: чтобы у ребенка было счастливое детство или академические знания?
- Я выбираю не школу, а руководителя, который не разделяет этих понятий.
________________________
- Вам что, так уж необходимо, чтобы ребенок точно знал дату основания Москвы?

- Когда так ставится вопрос, то ответ "да" начинает выглядеть неприличным...
_________________________

- Эти шапочки связали дети в нашей школе.

- Мило. А кто у вас преподает?

- Мы сами. У нас нет учителей с профильным образованием. Только методист...

-2

На другом конце стола стоят спортсмены от образования. Они четко видят цель и верят в себя. Наук. "У нас учителя-предметники работают с детьми с 1-го класса. Даются очень серьезные знания".

Свобода в образовании сейчас - это шведский стол для голодного. Ты можешь выбирать что хочешь и в любых количествах. Соблазн в чистом виде.

шведскогоОчень видно тех, кто налегает на сладкое. Самое вкусное в истории образования - это, конечно, истории про свободный выбор и самонаправленность.

- Мы учим детей только тому, чему они нас сами просят. Например, приходит ребенок говорит, что не может посчитать сдачу в "Ленте". Значит, мы ему объясняем, как это сделать.
- Ну хорошо. Человек может хотеть только того, что ему уже хоть как-то знакомо... А если у ребенка нет проблемы посчитать сдачу в магазине, потому что есть мама с кредитной картой?
- Значит, ребенку это не надо и учить этому незачем...

-3

На другом конце шведского стола, напротив, стоят спортсмены от образования. Они четко видят цель и верят в себя.
___________________________________

- Как в вашей школе выглядит индивидуальный подход?

- Учитель дает на уроке отдельные задания ученикам. У нас есть ребенок, который в 1-м классе по математике учится по программе 7-го класса.
- А зачем?

- Если ему не дать, то он заскучает...
_____________________________________

Еще несколько зарисовок о школах-участниках.

"Категория ЗОЖ" - это те школы, кто согласен только на рафинированно качественный продукт. Такие пишут собственные учебники и разрабатывают свои системы мотивации.

Самые спокойные и неговорливые - это частные школы с не первым выпуском и правом самостоятельно аттестовывать своих учеников. Они выглядят большими дяденьками, которые добродушно наблюдают за активной жизнью ребятни. Впрочем, так оно и есть: школа не может повзрослеть быстрее, чем вырастут ее дети.

Школы с авторитетами за плечами в виде Марии Монтессори, Александра О'Нейла или вальдорфской системы очень грамотны в аргументации. В их даже маленький опыт уже заложены столетние истории великих педагогов. На них интересно смотреть, как вековой опыт пытается соединиться с современной реальностью.

-4

Лирическое отступление в тему. Моряки мне рассказывали, что в 90-е годы было золотое время мореплавания. Бесстрашные романтики на деревянных ладьях с прямым парусом пересекали Атлантику. Спонсорские деньги, захватывающий проект - и вот он, ветер и волны. Сейчас уже не то, не то... Просто так под парусом и без мотора никто тебя в море не выпустит...

Сейчас время бесстрашного мореплавания полным ходом разворачивается в образовании. На парусных лодках, "Титаниках", ботиках Петра - кто что сумел построить, на том и плывем к светлым берегам. Вопрос только в том, где тот берег для каждого.

Кому как, а мне это нравится! Простор для побед и открытий. И сделают их, как всегда, самые толковые и удачливые.

-5