Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер – а именно так звучит его полное имя – вошел в историю мирового изобразительного искусства как живописец водной стихии, певец катаклизмов и катастроф, художник, слагающий цветовые симфонии солнечного света.
Вся деятельность этого художника была направлена на развитие пейзажного жанра, считавшегося второстепенным на рубеже XVII-XVIII вв. Пытаясь добиться признания пейзажа и доказать, что он может выражать самые высокие понятия и чувства ничуть не хуже исторической картины, Тёрнер создал новый тип пейзажа – лирического и светоносного одновременно.
Для развития и утверждения пейзажного жанра большое значение имела созданная Тёрнером энциклопедия пейзажа в гравюре «Либер Студиорум». Этот альбом из 100 композиций, выполненных в смешанной технике, соединяющей офорт и меццо-тинто, охватывал все разновидности пейзажа и представлял собой попытку классификации различных видов пейзажей: исторического, пасторального, архитектурного, горного, морского и других.
Основная тема многих произведений Тёрнера – ощущение смятения и неустойчивости бытия – в эпоху романтизма встречала горячий интерес у любителей и ценителей искусства.
Период жизни Тёрнера совпал с индустриальной революцией в Англии. Живописец запечатлел её воздух, дым паровых машин, и саму атмосферу противостояния человека и стихии. Многочисленные изображения пожара старого здания парламента Англии, картины с мчащимся на небывалой для того времени скорости поездом, морские битвы и катастрофы представляют собой яркие попытки человеческого разума поймать впечатление убегающего времени, как основы непрерывного изменения мира, прочувствовать силу человеческого духа.
Ранний Тёрнер выбрал свет в качестве главного героя своих произведений (акварельных и живописных). За внимание к световым состояниям природы его называют предтечей импрессионистов. Задолго до появления этого направления, Тёрнер утверждал, что вся его живопись – точная передача его оптического опыта. Картины он писал в студии, по памяти, воплощая свои выборочные впечатления, включая и ощущения определенного настроения, состояния духа и погоды. Много путешествуя по Швейцарии, Германии и, конечно, Италии, обогатившей палитру художника яркостью красок, Тёрнер часто старался запечатлеть одно и то же место в разное время суток, предвосхитив многочисленные серии пейзажей Клода Моне.
Приближаясь к 60-летию, художник сформировал свой собственный художественный язык, который стал понятен лишь много позже как предвосхищение появления абстрактной живописи. Тёрнер ушел от объемности изображаемого, отказался от пластичности и четкого контура, всё превращая в чистый цвет: и весь видимый мир, и свет, и накал эмоций, и настроение. Но этот цвет у него никогда не был произвольным, он полон глубокого значения.
Тёрнер не любил составных цветов. Самое большое место на его палитре занимала желтая краска. Среди красок, сохранившихся в мастерской Тёрнера, есть двенадцать разновидностей желтого. Желтый цвет Тёрнера стал основной приметой его искусства.
Композиции поздних работ художника часто представляют собой спиральные вихри-водовороты, в которых проявляются античные или библейские герои, утверждая антитезы света и мрака.
Но самая яркая черта поздних картин Тёрнера – доведение чувств до их наивысшей точки: абсолютный покой, бесконечное ликование, крайнее звучание трагедии.
Есть легенда, что последними словами Тёрнера были: «Солнце – это бог».
Лектор: заведующая научно-просветительским отделом РОМИИ Гордеева Лариса Владимировна.
30 апреля в 15.00 приглашаем в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) на лекцию «Сияние цвета. Уильям Тёрнер» из цикла «Души неистовый порыв…», посвященного эпохе романтизма в живописи.
г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60.
Тел. 201-39-82, 266-45-14.
#история искусств #музей #искусство #романтизм #культура #art #история #живопись #художник #лекции