Катализатор – каталитический нейтрализатор – это вещь, которая призвана делать выхлоп более чистым и безопасным. У каждой детали в авто есть свой срок службы. Если долго ездить на одной и той же машине, то наступает момент, когда необходимо заменить катализатор.
В зависимости от марки и модели авто, устройство служит до того времени, пока машина не пройдет 60 – 150 тыс. километров пробега. Разброс большой, поэтому пробег – это лишь дополнительный показатель, на который нужно ориентироваться. Принимать во внимание следует другие признаки. Они подскажут, что катализатор – всё – требует замены или удаления.
Первый вариант более правильный. Старый «фильтр» заменяют на новый. Продолжается процесс очистки выхлопа от вредных загрязнений.
Второй вариант – более бюджетный. Наверное, вы видели объявления: «Бесплатное удаление катализатор». Но ведь дармовой сыр бывает только в мышеловке. В чем подвох?
Фирмы, которые предлагают такую услугу, зарабатывают на самих катализаторах. Эти элементы авто достаточно дорого стоят, даже, когда катализатор забит. Дело в том, что в нем содержатся дорогие металлы. Есть скупщики катализаторов, готовые отдать за «фильтры» хорошие деньги.
Схема довольно проста:
- С вашей машины срезают катализатор.
- Вместо «фильтра» ставят пламегаситель. Бесплатно.
- Ваш катализатор сдают на скупку и получают деньги. Сумма полностью покрывает все расходы того, кто выполнял работы по замене «фильтра». Человек или компания – в плюсе.
Раньше был риск, что на техосмотре будут вопросы. Но в апреле 2022 года стали говорить, что даже на отечественных заводах временно станут выпускать авто с «Евро-0». Поэтому ездить без катализатора вполне допустимо в новых реалиях.
Но статья немного не об этом. Чтобы решиться на удаление катализатора, нужно убедиться, что он забился.
Признаки неисправности, как их выявить
Прежде чем их разбирать, нужно написать немного о последствиях эксплуатации забитого фильтра. Они не самые приятные:
- Машина станет заводиться тяжело. Мотор будет работать неправильно.
- Есть риск, что керамическая пыль попадет в цилиндры двигателя и навредит ДВС.
Первый признак неисправного катализатора был назван в качестве последствия. Если стали возникать проблемы с запуском и работой мотора, то стоит насторожиться. Возможно, что есть проблемы с каталитическим нейтрализатором.
Еще признаки:
- Увеличился расход топлива и (или) масла. Сложно понять только по одному этому признаку, что проблема именно с катализатором. Но насторожиться следует.
- Загорелась лампочка «Чек». Это признак того, что в работе мотора что-то не так. Возможно, что дело в катализаторе.
- Из-под автомобиля сходит неприятный запах. Обычно это аромат сероводорода. Естественное явления: газы не очищаются, количество вредных веществ в них большое.
- Если катализатор забит, то выхлопные газы будут с трудом выходить из трубы. Если нейтрализатор разрушен, то цвет дыма выхлопа станет сизым.
- Когда есть сомнения в исправном состоянии катализатора, нужно сильно нажать на педаль газа. Металлический звук в районе выхлопной системы намекнет, что с катализатором не всё в порядке.
Чтобы подтвердить подозрения или избавиться от них, нужно загнать авто на подъемник или на яму и внимательно осмотреть выхлопную систему.
Еще один вариант диагностики: наденьте на руку строительную перчатку, запустите двигатель авто и подставьте руку к выхлопной трубе. Если давление газов велико, значит, с катализатором всё в норме.
И еще один вариант: демонтировать лямбда-зонд. Мотор без него должен запускаться. Если двигатель не хочет работать, значит проблемы с катализатором есть.