Найти тему

ТАМУРА НОБУЁСИ: ТЕЛО — СТЕРЖЕНЬ ПРАКТИКИ

Тамура Нобуёси и Уэсиба Морихэй
Тамура Нобуёси и Уэсиба Морихэй

Тамура Нобуёси, родившийся в 1933 году и умерший в 2010 году, несомненно, был главным вдохновителем развития айкидо во Франции и в Европе в целом. Он поступил в качестве ути-дэси в Хомбу додзё Айкикай 5 августа 1952 года и оставался там до своего отъезда в Европу в октябре 1964 года.

Он был избранным партнёром Уэсибы Морихея, особенно с оружием, и служил отомо (помощником) во время его поездки на Гавайские острова в 1961 году.

Будучи в то время 5-м даном, Тамура сэнсэй быстро сделал себе имя среди гавайских айкидок, которые прозвали его «каменной стеной», потому что его невозможно было сдвинуть.

Прощальная вечеринка по случаю его отъезда в Европу
Прощальная вечеринка по случаю его отъезда в Европу

Прожив на юге Франции почти 50 лет, он имел репутацию квалифицированного айкидоки, несмотря на свой небольшой размер, и, хотя он преподавал два дня в неделю в своем додзё Сюмэйкан, остальное время он проводил, обучая на больших семинарах, часто собирая 400-500 человек, как во Франции, Европе, так и в других странах.

В то время, когда он был ути-дэcи, его сокурсники описывали Тамуру как «точная копия основателя», потому что, обладая глубоким чувством наблюдения, он прекрасно понимал, что в мире Будо человек должен уметь «украсть технику».

Убеждение Тамуры сэнсэя заключалось в том, что первой целью практики было упорядочить тело, то есть убрать бесполезное, принять правильную позу, поставить дыхание. После этого, как только тело отдаст приказ, разум последует за ним. Вот как он понял слова Уэсибы Морихея: «Айкидо - это мисоги».

С момента его появления в Европе в ноябре 1964 года до последнего курса обучения во Франции в марте 2010 года практика Тамуры сэнсэя постоянно развивалась, он всегда пытался очистить свои движения, найти правильный жест. Это, конечно, касается его практики тайдзюцу, но также практики владения оружием и подготовительной гимнастики, дзюнби доса.

Айки тайсо и Дзюнби доса

Тамура сэнсэй был избранным партнером Уэсибы Морихея в работе с оружием.
Тамура сэнсэй был избранным партнером Уэсибы Морихея в работе с оружием.

Когда Тамура сэнсэй вошел в Хонбу додзё, утреннее занятие началось с Амэ-но торифуне, а сразу после этого последовало изучение техники. С развитием айкидо для более широкой аудитории было решено, в основном под руководством Тохэя Коити, ввести дзюнби доса. Уэсиба Морихей с возростом также стал интересоваться разными оздоровительными системами.

Тамура сэнсэй рассказывал: «Это традиция, которая существовала в айкидо во времена О-сенсея. Макко-хо, система оздоровления Кацудзо Ниси сэнсэя или метод Кэндзо Футаки (Мисоги-но Рэнсэйкай). О-сэнсэй сам пробовал определенные вещи и, если он находил это интересным, просил своих учеников сделать это. Он говорил: «Это хорошо» или «Это не хорошо».

Он заставлял нас это делать, но говорил: «Остановитесь, если вы чувствуете, что что-то не так».

Приехав во Францию, Тамура сэнсэй показал дзюнби доса, которое изучал в Хонбу додзё, начиная с Амэ-но торифунэ, за которым следовали тайсабаки, тэкубидоса, укэми, дыхательные упражнения, сикко и т. д. Их часто называют айкитайсо. Это практика, которая довольно хорошо известна айкидокам во всем мире, и я не буду на ней останавливаться.

Однако можно сказать, что в соответствии с концепцией основателя, Тамура сэнсэй рассматривал эти упражнения не как разновидность разминки, а как айкидо. Он сказал: «Практика Айкитайсо - это уже практика Айкидо».

Сэнсэй Тамура был исследователем Будо, которому все было любопытно. В своей книге «Айкидо» он сказал: «Чтобы практиковать боевое искусство, вы изучаете диетологию, анатомию, психологию, метеорологию, астрологию, геологию, социологию и т. д.». Для боя это обучение имеет большое значение.

С таким состоянием ума, его практика находилась в постоянном развитии, в постоянных исследованиях, особенно в области тела. Поэтому вполне естественно, что Тамура сэнсэй предлагал своим ученикам определенные методы как для укрепления тела, так и для улучшения здоровья.

Ещё в юном возрасте он уже заинтересовался макробиотической диетой, познакомившись с Сакурадзавой Юкикадзу, основателем этого метода. Именно благодаря этому методы он узнал об айкидо и встретил Ямагути Сэйго. Именно последний убедил его стать ути-дэси (личный ученик).

Еще в расцвете сил, он впервые заинтересовался дзикё-дзюцу, набором из 31 движения, сочетающим гимнастику для суставов, дыхательные упражнения, а также давление на акупунктурные точки. Тамура сэнсэй повторял движения 1, 2 и 15 после полной серии.

31 упражнение дзики-дзюцу
31 упражнение дзики-дзюцу

Дзикё-дзюцу, что можно перевести как «техника развития собственной силы», была создана в 1916 году Накая Фусагоро (中井房五郎/1878-1931), как первая японская гимнастика для укрепления здоровья. .

Конечно, в контексте Будо, улучшение способности дышать, гибкости и расслабления, мышечного тонуса - это очень важное.

Что касается дзикё-дзюцу, Тамура сэнсэй говорил: «После выполнения упражнений дзикё-дзюцу я сразу же могу принять естественную и расслабленную позу, что очень эффективно, когда вы плохо себя чувствуете. Это сложно, когда вы практикуете с партнером, но когда вы практикуете его в одиночку, вы можете заглянуть внутрь себя».

Когда Тамура сэнсэй стал старше, он отказался от этой практики для себя, но всегда приглашал своих учеников делать это.

Затем он практиковал несколько других методов, вдохновлённый знаниями китайских и японских практик, серию самомассажа для расслабления и получения энергии или серию растяжек, которые одновременно завершали практику и расслабляли. Последний метод был особенно полезен для коррекции осанки тела, вместо того, чтобы нагружать мышцы тела, упор делался на поддержание различных положений.

Практика китайского цигун
Практика китайского цигун

Это было в начале 2000-х, когда я регулярно ходил в Сюмэйкан додзё, сэнсэй впервые представил свой метод под названием «восемь кусков парчи», который является частью китайского цигун. Это было началом, а потом он внес небольшие изменения в упражнения.

В отличие от динамичных айкитайсо или дзикёдзюцу, восемь дыхательных движений были медленными, но также с большой умственной концентрацией. Таким образом была улучшена координация между движением и дыханием, и стала ближе к работе айкидо.

Тамура сэнсэй описал эволюцию дзюнби дося следующим образом: «Раньше я начинал с Амэ-но торифунэ. Затем следовали другие тренировочные упражнения, такие как Иккё ундо. Это движения, которые практиковал О-сэнсэй, и они идеально подходят для молодежи. Детям они тоже очень нравятся. Теперь я старше и более чувствителен к своему телу. Я чувствую, что хорошо делать то или иное упражнение в зависимости от момента, и меняю подготовку.

Я говорю это часто, но это вещи, которые я обнаружил со временем, и которые заставляют меня чувствовать себя хорошо. В настоящее время я занимаюсь китайской гимнастикой, которая мне очень интересна. Это предложение, которое я делаю людям. Каждый должен искать то, что ему подходит.

Вначале вы можете выполнять упражнения с точки зрения пользы для здоровья, но через некоторое время они должны превратиться в самоанализ тела. Если мы будем обращать внимание на каждый жест, упражнение, которое, как мы, как думали, выполняем правильно, на следующий день покажется трудным. Тело - вещь необычная, и мы должны научиться его слушать.

Все, что не является естественным, накладывает ограничения на тело. Позиции, которые кажутся нам удобными на первый взгляд, часто неверны и не позволяют телу функционировать естественным образом. Самые правильные позы - лучшие для здоровья. Они не применяют силу и не утомляются, как бы долго их в не находились.

Если ваш сисэй (положение тела) правильный, дыхание успокоено, а тело расслаблено. Вот почему упражнение кокю-хо чрезвычайно важно. Там можно найти тот же тип исследований, что и в дзадзэн или йоге. Будока должен иметь позу йогов или монахов Дзэн.

Эта работа позы, сисэй, составляет, на мой взгляд, основу основ. До тех пор, пока сисэй не установлен, бесполезно думать о движении. Это то, чего, я думаю, особенно не хватает в современном мире айкидо.

Но значение сисэй относится не только к внешнему отношению: хорошей форме, стилю, хорошей осанке, но и к внутренней силе, видимой снаружи в ее проявлении».

-6

Меч - кузница тела и разума

Принято говорить, что айкидо происходит от меча… особенно это верно в работе Тамура сэнсэя. Всё, в его жестах, в его позе, в его глазах, было поставлено под знак меча. Испытывать его технику было все равно, что почувствовать порез.

Отец Тамуры сэнсэя был инструктором по кэндо, обучался в академии Будо Сэнмон (武道専門学校), и один из его друзей обучал юного Нобуёси кэндо. В тот же период он начал заниматься дзюдо.

Примерно в 20 лет, после того как он стал ути-дэси в Хонбу додзё, он получил посвящение в иайдо у известного мастера Хага Дзюнъити, грозного фехтовальщика, ученика Накаяма Хакудо.

Вероятно, это был на короткий промежуток времени, так как его задачи в качестве ути дэси были очень напряженными, но родилась страсть к работе.

Поэтому, когда он начал работать во Франции в качестве учителя айкидо, он быстро понял, что простая работа с боккэном и дзё, которым он научился у О-сэнсэя, затрудняет полное понимание настоящей работы с мечом, особенно для западной аудитории. Поэтому он предложил практику иайдо, посвятив ей часть тренировочных курсов.

В 1977 году по совету Тиба Кадзуо сэнсэя, который очень активно занимался практикой иайдо, сенсей Тамура пригласил Мицудзуку Такэси, эксперта из школы Мусо Синдэн-рю, последнего поколения учеников Накаямы Хакудо, для обучения во время семинаров по айкидо.

В то же время, на экзаменах на степень сёдан (1дан) необходимо было показать Тамура сэнсэю знание первых четырех ката иайдо школы Мусо Синдэн-рю.

Тамура сэнсэй практикуется в иайдо
Тамура сэнсэй практикуется в иайдо

Как и в случае с дзюнби тайсо, практика иайдо становится важной частью обучения Тамура сэнсэя. Будучи страстным человеком, практика Тамуры сэнсэя постоянно развивалась, он пробовал новое, сохраняя то, что считал полезным, и отбрасывал все остальное.

Меч был в основе его практики, в его способах выполнения техник, в его способах ходьбы, вставании, выполнении укеми и т. д.

В конце 90-х что-то подтолкнуло его практику в этом направлении. Он открыл для себя невероятно прекрасную работу Куроды Тэцудзан, познакомился с ней и внес важные изменения в свою практику, такие как способ создания укэми, удержания меча или движения во время выполнения техник.

Для собственного обучения он работал над ката иайдзюцу, продемонстрированным Курода сэнсэем, своим ученикам он предложил поработать над первым субури мечом, представленным Куродой сэнсэем.

Конечно, Тамура сэнсэй также предлагал упражнения с партнером, используя бокуто или дзё, но это было основано на довольно простой, но фундаментальной работе, ища открытые места, слабость в защите партнера, избегая при этом не раскрывая себя. Не забывая о глубокой работе над сисэй, сосредоточением, наблюдательностью.

В его практике не было разделения, тайсо, буки вадза и тайдзюцу соответствовали одному и тому же исследованию, изучению самого себя.

Одним из важнейших принципов владения мечом Тамуры сэнсэя было отсутствие блокирования. Меч никогда не соприкасается с мечом партнера, он ищет брешь в защите и врезается прямо в центр. Столкнувшись с Тамура сэнсэем, было действительно сложно начать атаку, при малейшем движении вас «резали».

Точно так же, голыми руками, при малейшем прикосновении Тамура сэнсэя, я не мог двигаться. А попытка атаковать Тамура сэнсэя означала сразу же оказаться «разрубленным», то есть неуравновешенным, не понимая, почему.

Источник: TAMURA NOBUYOSHI: the body, core of the practice

АЙКИДО ДЗИНСЭЙ (Моя жизнь в Айкидо)
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ25 апреля 2022