Сегодня нас с тобой прессуют. Классика боевого триллера от Тони Скотта.
(Enemy of the State, 1998, США)
У всех любителей качественных боевиков случается однажды свой Тони Скотт.
Некоторым "старичкам" это имя запомнилось еще в 80-е, после "Лучшего стрелка" и "Полицейского из Беверли-Хиллз 2". Некоторым - после "Последнего бойскаута" и "Настоящей любви". Кое-кому, не исключено - после "Мести", "Дней грома", "Фаната" или "Багрового прилива".
Однако я, будучи уже знакомым с перечисленными лентами, почему-то совершенно не обращал внимания на то, кто их снял. Даже не задумывался над этим - ну молод был в ту пору, что с меня взять?
И лишь по просмотру "Врага государства" я подобрал с коленок отпавшую челюсть и вопросил у титров фильма: "Е***ская сила! Кто?! Кто же этот "могучий старик", который превратил вроде бы обычный триллер в сущее торнадо?"
Для самого Тони эта лента тоже стала переломной, определив визуально-динамический облик его боевиков на 14 лет вперед. И, к сожалению - до конца его дней (маэстро свел счеты с жизнью в 2012-м). Именно здесь Тони, бывший клипмейкер, полностью натянул сову форсированной "клиповой" стилистики на глобус большого кино.
И сова не лопнула! Разве что в середине 2000-х ("Домино", "Дежавю") Скотт все же перегибал с этим палку. Хотя в двух своих последних "железнодорожных" триллерах ("Опасные пассажиры поезда 123", "Неуправляемый") он все-таки опять сбросил обороты до разумных.
По сегодняшним меркам "Враг государства" уже не ломает шаблоны экшена, но в конце 90-х это было что-то свеженькое и прогрессивное. Почти как у тогдашнего новичка на боевиковом фронте Майкла Бэя ("Плохие парни", "Скала", "Армагеддон"). Который в конце концов далеко обошел Тони в коммерческой гонке, но, как два всадника экранного Драйвопокалипсиса, они всегда мчались ноздря в ноздрю.
Впрочем, "Враг", это пока еще "кассовый" Тони Скотт; не рекордно, но тем не менее. А также - модный в конце 90-х сюжет про тотальный технический контроль над вами спецслужб. Особенно недобросовестных. Да, тогда это еще была "страшилка", хотя пророческой она так и не стала. Просто реальность вдруг изменилась. И после "11/09/01" возникла уйма "ну почти" законных способов устроить кому угодно точно такой же моральный и физический прессинг - причем безо всякой конспирологии. Тот прессинг, которому и подвергся главгерой "Врага", "ну почти" честный адвокат Дин (Уилл Смит).
Надо заметить, Дин вляпался в неприятности буквально на ровном месте, ведь переходить дорогу коррупционерам-убийцам из АНБ у него и в мыслях не было. Так уж совпало, что когда они ловили свою очередную жертву, та мимоходом подкинула Дину в сумку важную улику-гаджет. А он этого даже не заметил. И пошел как ни в чем не бывало домой, к жене и сыну, неся с собой компромат неслыханной скандальности.
Аэнбэшники быстро вычислили, куда могла деваться улика, но решили сначала подкатить к Дину с пряником и большими невинными глазами. Однако у того сработал адвокатский инстинкт и он встал в позу - дескать, я свои права знаю и чихать хотел на ваши иезуитские методы! Тем более, что гаджет этот Дин в итоге и сам не нашел (куда тот вновь пропал - одна из сюжетных интриг) и не мог уразуметь, чего от него хотят.
Ну, короче, доартачился - кисо АНБ обиделось. И расчехлило против строптивого юристишки "кнут" - все свои технические ресурсы. После чего в фильме стартанул практически "Беглец", только версии 2.0. С такой свирепой техно-охотой, какая пресловутому доктору Кимблу и не снилась. Вот и пришлось Дину искать защиты... правильно - у другого аса шпионских технологий по прозвищу Брил (Джин Хэкмен). Подпольного эксперта по слежке, которого распоясавшееся АНБ в своей войне с Дином тоже успело смертельно обидеть.
Короче говоря, заваруха рванет по полной, так как в компании с Брилом Дин был уже не такой безобидный "ботан".
***
В общем, не просто мастерски снятое кино, а истинный марочный виски почти 25-летней выдержки от мира триллеров. Не только безупречный во всех смыслах, но и обладающий на редкость виртуозной тактической развязкой - достоинство, которым может похвастаться не каждая "остросюжетка" такого рода.
Причем заметьте: сегодня Голливуд (да и Нетфликс) и близко не снимает ничего подобного. Отчего и вправду кажется, что с кончиной Тони Скотта в боевиках/триллерах завершилась целая эпоха. А на смену ей пришло смутное безвременье, без новых ярких сюжетов и героев.
К счастью, ничто не мешает нам пересматривать оставшуюся с "тех времен" классику жанра. Тем более, что ни одна из картин того же Тони и по сей день ничуть не устарела.
P. S. Занятный факт: на Кинопоиске "Враг государства" обозначен как... сиквел триллера Копполы "Разговор" (1974). При том, что официально об этом создатели "Врага" не заявляли.
Отгадка проста: в "Разговоре" Джин Хэкмен тоже сыграл спеца по "прослушке", вляпавшегося в неприятности. То есть, теоретически, Брил из "Врага" мог быть тем самым экспертом, дожившим до 90-х и ставшим подпольщиком уже начала цифрового века.
А что, красивая версия. Мне нравится.