Когда кто то решает, что ему нужна помощь? Понятно, что именно в том случае, когда не хватает собственных сил что то сделать самому. Но как решить, что в помощи нуждается душа? Это всегда болезнь? Или не достаточность душевности – «…я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам…» (Антуан де Сент-Экзюпири. «Маленький принц)
Ситуация складывается хуже всего, когда нужна помощь чтобы «излечится от диагноза»: «И на каждом лице, словно табличка, застыло выражение: «Я — слепой», как у того итальянца, который играл на аккордеоне в Портленде, только табличка была у него на шее. А на их табличках написано: «Я устал», или «Я боюсь», или «Я умираю от больной печени», или «Я со всех сторон повязан машинерией, и люди все время толкают меня». Я могу прочитать все таблички, какой бы мелкий ни был шрифт. Некоторые лица оглядываются и смотрят друг на друга, и могли бы прочитать чужие таблички, если бы хотели, но какой в этом смысл?» Кен Кизи «Про-летая на гнездом кукушки».
Сложно найти того, кто, по крайней мере не слышал, по одноименный замечательный фильм. Но меньше те кто читал оригинальную книгу, из ко-торой взята эта цитата.
М-р Макмерфи быстро понимает, что «душевная ненормальность» и желание спрятаться в месте где собирают таких людей, от проблем жизни не самая лучшая идея.
Но где тогда искать помощи? В молитве? В храме? Или все же у квалифицированного психолога? Чем он может помочь?
Психология это не набор очевидных советов, что и бесплатно можно найти в интернете.
Психологическую помощь следует рассматривать как психообразовательное занятие, как квазимедицинский или лечебный терапевтический процесс. Психолог должен «заглянуть в прошлое», бессознательное, что бы понять почему механизм рефлексов, призванный делать жизнь лучше, вдруг стал ее усложнять.
Классификаторы психического здоровья регулярно пересматриваются, но, пожалуй, только определение данное Фрейдом остается неизменным – как способность к Любви и работе.
Объяснений, как и самих причин тому моет быть множество, но по сути их всего лишь три: дефицит навыков, дезинформация и недостаточная ин-формация.
Все дело в том, что люди не рождаются с врожденным набором практических жизненных навыков. Многие животные могут держаться на ногах практически сразу после рождения, но добывать пищу и спасаться от хищников им все же приходится учиться. И чем выше по эволюционной лестнице, тем новорожденный более зависим от своих родителей, тем большему ему нужно учиться что бы стать эффективной взрослой особью. Лишь немногим людям повезло получить весь спектр необходимых, а главное качественных знаний о себе и мире.
Здоров человек или болен, а может у него просто нет сил что то сделать самому. Тогда он нуждается в помощи.
Почти десять лет назад, доктор Джанет Трежер делала доклад об особенностях помощи лицам с расстройством поведения. Мне самым интересным в ее докладе показалось то как она описывала со зависимых, т.е. родственников пациентов.
Роль членов семьи, сказала д-р Трежер, заключается в том, чтобы «обеспечить путь спасения» для своего близкого человека, страдающего рас-стройством психологического поведения, восприятия. Помочь им «вылезти их из ямы, в которую они сами себя зарыли».
Описание новой психологической классификации можно считать популист-ким стендапом, но если задуматься? Ведь все мы, немножко, животные, особенно те кто верит в Дарвина.
И так. Приготовились? Одним глазом читаем, а второй закрыли что бы ярче все себе представить.
«Медузы» всегда взволнованны, сами немного ипохондричны. Поэтому когда с кем то случается неприятность становятся особенно взволнованными и злыми, и уже совершенно не могут регулировать свои эмоции. Растекшись морально при малейшем соприкосновении они жалят.
«Страус». Ее ни один биолог не видел страуса заснувшего голову в кроличью нору, но «психологический страус» не готов наполнять свою голову чужими проблемами и переживаниями. Он погрузит все свою голову и душу в любую дело, только бы не заморачиваться проблемами чужой души.
«Терьер» никто не станет спорить, то очаровательная собачка, но относя-щаяся к пароде декоративных. Этот «микроспаситель» может вылизать, облаять, поскулить вместе. Но ему не по силам защитить, а тем более вы-тащить из психологической ямы
«Носорог» безусловно, мощный зверь, который все контролирует, постоянно дает советы и аргументы в пользу перемен, но не обладая должным умом и навыками, роет яму еще глубже - обвиняя во всем случившимся самого пациента.
Еще одна широко распространенная модель - это помощника это «Кенгуру». Это продвинутая версия носителе жилетки, в которую можно поплакаться. У такого «спасителя» целая сумка, в которой, по его словам можно спрятаться от всех проблем. Но эта «забота» инфантилизует пациента и предлагает «никаких возможностей для ухода за собой», что в конечном итоге забивает самооценку пациента ниже плинтуса .
Дельфины не раз спасали людей на море, так же «сухопутный дельфин» может спасти страждущего в пене дней». Каждый может себе представить как дельфин, мягко поддерживая, выносит человека к берегу, где дут его спасатели и его близкие, который уже, надеюсь скинули свои маски не самых лучших друзей человека.
Говорят, что дельфин уже жил на суше, потому начал дышать легкими, но вернулся в море, что бы спасать тонущих человеков.
Исправление дезинформации - еще один важный аспект психообразовательной терапии. Большинство из нас сталкивается с множеством ошибочных представлений и иррациональных идей за время взросления. Несмотря на их благие намерения, ох уж эти «благие намерения»… Так часто случается, что наши родители и другие психологически влия-тельные люди - наполняют наши головы множеством ошибочных представлений и иррациональных идей, которые порождают наши внутренние конфликты и страдания.
«Дельфинья помощь» определить и заменить их. Следовательно, вместо лечения «расстройств» или диагнозов, психологическая помощь должна рассматриваться как основанный на альянсе совместный процесс помощи клиентам в приобретении целого ряда практических жизненных навыков; оказание им помощи в замене иррациональных и самоуничтожающихся убеждений более реалистичными и адаптивными; предоставляя им полезную фактическую информацию, о которой они не знают, а не пытать-ся «излечить от не совершенства или наградить вековой мудростью»