Найти в Дзене
diletant.media

В чём особенность «Американской готики» Вуда?

Оглавление

Сегодня картина считается одной из арт-икон наряду с «Джокондой» да Винчи и «Криком» Мунка.

Сюжет

Где-то на просторах Айовы затерялся дом, архитектура которого — классический пример плотницкой готики. В конце 19-го века этот стиль сформировал «лицо» Среднего Запада. Желая как-то украсить свои простецкие дома, провинциальные мастера украшали их элементами в неоготическом викторианском настроении.

На фоне дома изображены мужчина и женщина. По одной версии, это супружеская пара, по другой — дочь с отцом. На второй особенно настаивала сестра художника Нэн. Она согласилась позировать, приложила усилия, чтобы подготовить нужный костюм, а Вуд в итоге выписал её так, что она выглядела значительно старше своего возраста.

Для мужчины позировал дантист Байрон МакКиби. Лицо 62-летнего мужчины, по мнению Вуда, всё словно бы состояло из длинных прямых линий. Добродушный МакКиби согласился стать моделью, попросив лишь сделать так, чтобы знакомые его не узнали. Но вышло всё совершенно наоборот.

«Американская готика», 1930. Источник: Wikimedia Commons
«Американская готика», 1930. Источник: Wikimedia Commons

Многое в облике персонажей Вуд воспроизвёл по детским воспоминаниям о родителях: у его отца были круглые очки; нашивка на переднике взята со старой одежды матери; брошь была куплена Вудом в Европе для матери; шпиль церкви как напоминание о том, что родители — примерные пресвитерианцы — познакомились в церкви.

Интересно, что в реальной жизни обе модели были жизнелюбивы, активны, да и моложе. Но для истории они остались в тех образах, которые для них придумал Вуд.

Контекст

Впервые картина была выставлена в год создания — в 1930-м. Произошло это в Чикагском институте искусств, где полотно находится по сей день. В год дебюта художник получил за картину приз в размере 300 долларов. Новости о выставке растиражировали «Американскую готику», сделав её узнаваемой в каждом уголке страны. Практически сразу же картина стала источником для карикатур и пародий.

Нэн Вуд, Байрон МакКиби и «Американская готика», 1942. Источник: Wikimedia Commons
Нэн Вуд, Байрон МакКиби и «Американская готика», 1942. Источник: Wikimedia Commons

Кто-то — например, Гертруда Стайн, одна из критиков, сразу оценивших полотно Вуда, — рассматривал картину как сатиру на зашоренность жителей одноэтажной Америки. Другие видели в ней аллегорию непоколебимого духа американцев, чей дух не был сломлен Великой депрессией.

Судьба художника

Грант Вуд был одним из таких же деревенских жителей из Айовы. Отец скончался, когда мальчику было 10 лет, поэтому мать довольно рано отдала его в подмастерья. Уже в детстве он освоил некоторые из техник, которыми зарабатывал позднее: работа по дереву, металлу, стеклу и т. п.

Грант Вуд, автопортрет. Источник: Wikimedia Commons
Грант Вуд, автопортрет. Источник: Wikimedia Commons

Вуд признавался, что лучшие идеи приходили, когда он доил корову. По сути своей он был больше ремесленником, нежели артистом. После окончания Школы искусств Чикагского университета Вуд изготавливал ювелирные изделия из серебра, и даже длительная поездка по Европе не смогла кардинально изменить его творческий путь. Да, он посмотрел, как работали мастера Северного Возрождения, и многое перенял у них; да, он познакомился с современными ему веяниями и трендами в европейском искусстве. Но всё же он оставался и намеренно укреплял провинциализм и реализм своего творчества.

Подробнее