Бабушка была очень религиозной – так говорила моя мама.
Религия- было ругательным словом в нашей семье. Признак темноты и невежства.
Мама и папа были яростные атеисты. Они считали, что церковь держала людей в темноте, потому что так ими было проще управлять. Так их учили в школе, и так считала коммунистическая партия СССР. Партия хотела сама управлять людьми, без всякой церкви.
А бабушка выросла в селе, где церковь была необходимой частью всего жизненного уклада. У нее все житейские воспоминая были привязаны к церковному календарю: рождения детей, свадьбы и похороны датировались так: «Минькя родился сразу после пасхи», или «Батяшка умер на Николу зимнего».
Бабушка была той самой крестьянкой, которая каждый день просыпалась в 4 часа утра, молилась, доила корову, топила печь, и к 6 утра всегда был готов завтрак из каши и блинов, а в печи томился чугунок со щами на обед .
В воскресенье график подьема не менялся- но в 7 часов она надевала новый платок, и шла в «церкву».
«Церква», как она ее называла, была в Черкассах всегда.
Не закрывалась ни на минуту за все 160 лет,что она стоит на берегу реки Кинель. Даже после революции, когда везде сбрасывали колокола и разрушали храмы, местные жители свою церковь не отдали.
Каждое воскресенье своей долгой жизни бабушка ходила в церковь. А мы, внуки, спали дома, пока она не возвращалась.
Однажды я напросилась с ней. Мне было уже 7 лет, я была очень любопытна.
Что же там такое происходит, если бабушка со своими подружками ходит туда, как подорванная?
Меня подняли в 6 утра, и по темной улице (с говорящим названием Крестьянская), мы пошли в «церкву». По улице шло уже много людей, и все весело перекликались друг с другом.
Это ощущение весенней прохлады, предрассветной темноты, оживленных голосов невидимых людей- помню до сих пор.
К церкви мы подошли уже плотной группой.
Помню, что там было тепло и светло. Нас с детьми пропустили вперед. Вскоре мы присели на ковер , перед «сценой», как я определила для себя возвышение, на котором стоял священник.
Сначала мне было интересно наблюдать , потом я задремала.
Проснулась уже в конце, когда батюшка повысил голос.
Бабушка подпихнула меня к нему, и подвела к причастию. Я помню, что попросила у священника добавки, потому уже захотела есть. Он засмеялся, и дал.
Домой мы шли веселые и радостные: бабушка была всегда такая после службы, а я – в ожидании блинов.
Солнце светило, от Кинеля пахло талой водой, и небо было высокое и синее.
Бабушка тогда сказала, что хорошо, что я причастилась. Потому что она, оказывается, меня покрестила, в младенчестве. Потихоньку от родителей.
Самое интересное, что я эту историю вскоре забыла, и много лет не вспоминала. И лишь недавно, когда стала писать про бабушку, эта сцена вдруг выплыла из памяти: с красками, запахами, звуками…
А после того посещения церкви я все-таки, нечаянно, выдала бабушку родителям.
Она ведь просила меня им ничего не говорить, и я обещала.
Но спалилась на вопросе отцу: «Папа, а церковь и цирк- это одно и то же?»
Меня интересовала именно фонетическая похожесть этих слов. И кроме того, в цирке я еще ни разу не была, а вот церковь- повидала.
Папу заинтересовала такая постановка вопроса, и наш обман вскрылся.
Бабушке сильно досталось. Она пыталась защищаться, но папа с мамой сказали, что не позволят вести религиозную пропаганду с ребенком.
Бабушка потихоньку даже плакала, но меня ни в чем не упрекнула.
Просто больше никогда не разговаривала со мной о боге. Даже когда я спрашивала у нее - что изображено на иконах, или про непонятные слова в ее молитвах…
Бабушка честно соблюдала свое обещание – не вести религиозную пропаганду.
Сама она молилась каждый день, утром и вечером. И только однажды ответила мне на вопрос- чего ты просишь у бога?
«Прошу легкой смерти», - сказала тогда моя 57-летняя бабушка.
Я помню, как я засмеялась: ведь все дети уверены в бессмертии.
Но бабушка продолжала печь блины, вязать носки и молиться еще 30 лет.
До самой смерти.
Которая была «легкой и непостыдной», как она и просила.
Встала утром, испекла блинов, погуляла немного во дворе, довязала носок, и прилегла отдохнуть.
И не проснулась.
Ей было 87 лет.
#бабушка, это я
история рода