Семейство потомков Рабии Бегим-султан намертво захватило власть в государстве Шейбанидов. При этом оно не было унитарным государством, а больше напоминало Северо-Восточную Русь в период власти Великого Улуса. Поэтому, Кучкунджи-хан и его сыновья не являлись полновластными правителями государства. Такой же как у них властью обладал племянник Мухаммеда Шейбани - Убайдулла-хан.
Цикл статей о правителях Мавераннахра - Шейбанидах
В этих условия после смерти своего отца Кучкунджи-хана в 1530 году и стал править его старший сын Абу-Саид.
Абу-Саид уже был человеком в возрасте (58 лет) и являлся самым старшим среди потомков Абулхайр-хана Поэтому его и возвели на ханский трон без проволочек. Между прочим у узбеков лествичное право (переход власти к старшем в роде) соблюдалось неукоснительно, что явилось залогом жизнеспособности государства.
Он был опытным человеком, участвовавшим в Гиждуванской битве 1512 года, в походах против казахов, и борьбе с кызылбашами за Хорасан.
Во внешней политике он продолжил линию своего дядя Суюнчходжи, который ратовал за создание узбекского государства в пределах империи Тимуридов. Однако, многие тогда уже понимали, что эта задача неподъемная и большинство Шейбанидов склонялись к варианту государства узбеков только в пределах Мавераннахра. Для этого вполне хватало сил и возможностей.
После прихода к власти Абу-Саид повел активную завоевательную политику в направлении Хорасана. В 1532 году снова были захвачены города Мешхед, Себзевар и Торбат.
Однако удержать эти города уже не представлялось возможным. Как только узбеки уходили из них в свои степи на кочевку их сразу захватывали кызылбаши.
Что интересно, Абу-Саид совершенно не владел персидским языком. Это говорит о том, что его окружением были тюрки-кочевники и поэтому становится ясно, что перспектив длительного овладения ираноязычным Хорасаном у него не было. Это был другой народ, с другим языком, менталитетом и образом жизни, которому был чужд кочевой быт.
В то же время, население Мавераннахра издавна жившее бок о бок с кочевниками было более комплиментарно к ним. Также жители междуречья Амударьи и Сырдарьи были суннитами, в отличие от хорасанцев, которые в основном были ближе к персам с их шиизмом.
Всего этого Абу-Саид не учитывал, что делало бесперспективным реализацию его идеи по воссозданию империи Тамерлана.
В 1533 году он умирает в Самарканде, где и будет похоронен в династической усыпальнице Шейбанидов (позже разрушена).
В общем его правление было последним отголоском империи Тимуридов (он был его прямым потомком), когда степняки Центральной Азии еще пытались оказать влияние на ближневосточную ситуацию. После него к власти пришли уже более прагматичные представители династии Шейбанидов.
Статьи канала "История и культура Евразии" за апрель 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 18 апреля 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за март 2022 года