Найти тему

Запугивающие призывы к безопасному вождению оказали обратный эффект

Подобная практика мотивации участников движения к ответственному поведению на дороге распространена во всем мире. Корнями она уходит в так называемую теорию подталкивания (поведенческих интервенций). Суть ее в том, чтобы не указывать людям что делать напрямую, а лишь способствовать принятию правильного решения. Естественно, как и многие спорные социальные практики, адепты «подталкиваний» регулярно собирают свою жатву критики. В основном она связана с тем, что такие намеки выглядят дешевой манипуляцией. И если в других сферах еще осталось поле для обсуждения, то применительно к дорожному движению наука доказала — это не работает.

Участники некоммерческого проекта Европейский исследовательский совет (H2020 European Research Council) проанализировали практику Техасского департамента транспорта (TxDOT) по размещению на опасных участках дороги информационных табло. Описание методики, статистических выкладок и результатов работы ученые разместили в рецензируемом журнале Science.

Именно техасский опыт был выбран, поскольку организация местной кампании по «запугиванию» водителей оказалась наиболее репрезентативной. Дело в том, что TxDOT не просто расставил табло переменной информации с количеством смертей на опасных участках дорог. Эти знаки устанавливались и включались только на одну неделю в каждом месяце с августа 2012 года. Таким образом у исследователей была возможность сравнивать не только периоды до и после, но даже в пределах одного и того же месяца в ходе кампании.

Анализ подробной статистики с января 2010 по декабрь 2017 годов показал, что попытки «вразумить» водителей устрашающим числом жертв ДТП провалились. На участках дорог после таких табло общее количество аварий выросло в среднем на 4,5%. Причем первые 5 км особенно опасны, далее риск чуть снижается. Аналогичный эффект имеет повышение допустимой скорости движения на 3-5 миль в час (5-8 км/ч) или уменьшение патрулей дорожной полиции на 6-14%.

-2

В общей сложности установка табло переменной информации, которые демонстрировали количество пострадавших в авариях, привела к дополнительным 2600 ДТП, 16 смертям и $377 миллионам ущерба в год. Таким образом благие намерения техасского министерства транспорта только усугубили ситуацию. Что любопытно, чем крупнее было число на знаке, тем сильнее негативный эффект проявлялся. И еще один нюанс — вся кампания не привела к увеличению количества аварий с участием пары автомобилей, участились случаи столкновений трех и более машин друг с другом.

Но есть и положительные моменты в обработанных данных. Как только информационные табло выключали или вовсе убирали с дороги, негативные эффекты полностью сводились к нулю. То есть продолжительного влияния, как минимум, конкретный вид «подталкивания» не имел.

Объяснений данному феномену ученые предложили сразу несколько, однако доказать ни одно из них пока не получилось — есть противоречия каждой гипотезы с фактами. Но это и не было целью исследования. Первоочередным виновником считается рассеивание внимания. То есть водители вместо того, чтобы следить за дорожной обстановкой во время езды отвлекаются на текст, его интерпретацию и осмысление. А в ходе дальнейшего движения еще некоторое время пугающую информацию обдумывают.

Зато выводы из научной работы простые и понятные. Их пять и каждый из них имеет смысл применять в любой стране, даже при том, что опыт «заморский»:

  • кампании по установке знаков, информирующих о количестве жертв аварий приводят только к их увеличению, а не наоборот;
  • поведенческие интервенции (те самые «подталкивания») могут быть слишком бросающимися в глаза, что приводит к непредвиденным последствиям из-за чрезмерного эффекта;
  • «подталкивания» не обязательно приводят к формированию привычек у людей, поэтому целесообразность их использования под большим вопросом;
  • следующий момент прямо связан с предыдущим — все эти «подталкивания» не оказывают продолжительного эффекта после прекращения кампаний;
  • крайне важно измерять результат поведенческих интервенций на тестовых площадках перед их широким применением, поскольку даже кажущееся незначительным «подталкивание» может приводить к заметным и непредсказуемым результатам.
-3