Я вижу, что кукольная тематика в открытках интересует многих читателей канала. Поэтому решила продолжить тему изображения кукол на открытках.
«Кукольные» открытки в больших количествах встречаются среди изданных в конце 60-х – в 70-е годы. Но я видела в журналах по филокартии и открытки конца 50-х годов, выпущенные фотоартелями, то есть фотооткрытки.
В какой-то степени издание подобных открыток было как-то связано с социальной политикой страны, где идеология счастливого детства была одной из главных. Не случайно на открытках и календариках появлялись реальные дети, играющие в свои любимые игрушки.
«Нам нужно, чтобы дети, возможно, менее напрягая свои познавательные способности, получали, возможно, больше знаний о жизни мира и своей страны. Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книги и это ещё легче может быть достигнуто интересной игрушкой».
А.М. Горький
Второй причиной, на мой взгляд, было то, что промышленность по производству игрушек должна была как-то рекламировать свой товар, а попутно и нести в массы идеалы страны: помимо уже упомянутого счастливого детства, еще и показывать прекрасную жизнь в мире и дружбе всех народов, населяющих многонациональный Советский Союз.
Так на открытках появляется большое количество кукол в народных костюмах. Эти же открытки (с куклами в народных костюмах), наряду с куклами, служили сувенирами для иностранных туристов, приезжающих в нашу страну. На обороте некоторых из почтовых карточек надписи на двух языках и пометка: «Напечатано в СССР».
Искусствоведы, изучающие историю кукол, утверждают, что «кукольные» открытки порой помогают установить место, где была произведена кукла, и узнать ее автора, имена которых, кстати, редко указывались даже в каталогах игрушечных фабрик.
Поэтому так ценно прочитать фамилию создателя игрушки на обороте открытки. Так, вот на этой открытке «Емеля с ведрами» читаем, что автор куклы М.Н. Вильям. Игрушка создана на Московской фабрике игрушек имени 8 Марта, а открытка издана ГосМестПромИздатом.
Маргарита Николаевна Вильям – скульптор, художник, создатель известных в СССР и любимых детишками кукол «Андрюша» и «Анюта». Андрюшу часто одевали в разные костюмы народные или сказочные. Вот Андрюша в образе Емели…
…а вот – в образе продавца баранок, обутый в лапти и с картузом на голове.
Вопросы о создании игрушек в национальных костюмах поднимались довольно часто. Советские дети должны были расти, как сейчас говорят, толерантными к народам разных национальностей. А при создании таких игрушек художникам нужно было учитывать национальные особенности не только костюма, но и внешности.
В конце 60-х годов Московская артель «Художественная игрушка» подготовила серию из таких кукол. А издательство «Советский художник» выпустило набор открыток с этими куклами. Над игрушками трудились сразу несколько художников. Это уже упомянутая М. Вильям, Е. Аскинази, Е. Борисова.
Так, уже не только куклы, но и открытки с их изображением стали предметом вожделения коллекционеров. Набор «Куклы в национальных костюмах», вышедший в 1967 году тиражом 20 тыс. экземпляров, и сегодня многие коллекционеры готовы купить за хорошие деньги. На интернет-аукционе «Мешок» такой набор выставлен за 1000 рублей. А на форумах филокартистов идет настоящая охота за таким набором.
Кроме этого набора, есть еще и серия открыток «Русский сувенир», вышедшая в 1968 году. Здесь куклы «разыгрывают» сценки народных гуляний. А каждая открытка сопровождается соответствующей по тематике пословицей или поговоркой.
У меня нет целых наборов, но несколько экземпляров открыток из этих серий нашлось.
Мира и добра всем!
Спасибо, что заглянули на чашку «Вечернего чая», подписывайтесь, если тоже любите рассматривать старые открытки.
Еще об открытках с куклами можно прочитать здесь:
Игрушки-куклы на советских и зарубежных открытках 70-х годов
"Кукольные" открытки 70-х годов. Есть повод показать их...
Открытки-мультики Вячеслава Воронина
«Просто я работаю волшебником»: кукольные открытки Георгия Куприянова