Найти тему

Как учить?

Оглавление

Каждый из нас знаком со школой и со школьными учебниками с детства, но что, если я скажу вам: не всегда учебники помогают в учебе, а иногда и мешают? А если мы учились неправильно..?

Сегодня я представлю некоторые учебники по Русскому языку для сравнения. Чтобы было легче, рассмотрим одну тему во всех: «Чередующиеся гласные в корне»; забегу немного вперёд и обозначу: эта тема имеет отличные друг от друга названия в разных учебниках и учебно методических комплексах.

Впервые тема чередующихся гласных затрагивается в 5 классе, поэтому эти учебники я и рассмотрю.

«Русский язык» 5 класс. 1, 2 часть - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., 2019 г.

«Русский язык» 5 класс. 1, 2 часть - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., 2019 г.
«Русский язык» 5 класс. 1, 2 часть - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., 2019 г.

В данном учебнике чередующиеся гласные мы видим во второй части. Но тема представлена как-то дробно и неполно.

  • Сначала мы видим чередование гласных а-о(слово чередование не используется) и корни лаг-лож, раст-рост в главе «Морфемика. Орфография. Культура речи»:
Морфемика.Орфография.Культура речи.
Морфемика.Орфография.Культура речи.
  • А затем чередование гласных и-е(слово чередование уже используется), но представлено это в главе «Глагол»:
-4
-5

В самих параграфах дела обстоят лучше, но не намного. Правила есть, упражнения к ним есть. В параграфе с чередованием е-и представлена целая группа корней. На этом плюсы заканчиваются. Чередование а-о так и не названо чередованием, отсутствуют корни плав-плов, твар-твор, зор-зар, скак-скоч, мак-мок, равн-ровн, клан-клон и особые корни с чередованием им/ин…

-6

«Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Учебник - Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., 2020 г.

«Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Учебник - Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., 2020 г.
«Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Учебник - Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., 2020 г.
  • Здесь тема рассматривается шире(представлена в 1 части). Перед нами больше корней, в конце учебника таблица с чередующимися корнями, разноплановые упражнения после каждой пары корней, есть некий ознакомительный параграф, направляющий детей к таблице в конце учебника.
В главе «Словообразование. Орфография»
В главе «Словообразование. Орфография»

Таблица и обращение к ней
Таблица и обращение к ней
Правила и упражнения
Правила и упражнения
  • Но куда исчезли корни с чередованием гласных е-и, в таблице же представлены?
-11

УМК под редакцией В.В. Бабайцевой. («Русский язык. Теория» 5-9 класс. В.В Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика» 5 класс. А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева), 2012 г.

И завершу я обозревание учебников для 5 класса УМК, который, по моему мнению, можно считать образцом в изложении темы «Чередующиеся гласные в корне».

Во-первых, сам комплекс выполнен очень грамотно, есть два вида учебников: теория для 5-9 классов и отдельно практика в частности для 5 класса.

Во-вторых, темы в учебниках располагаются в определенном порядке и нет излишнего дробления, так, «Чередующиеся корни» располагаются по порядку и в одной главе.

УМК под редакцией В.В. Бабайцевой. («Русский язык. Теория» 5-9 класс. В.В Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика» 5 класс. А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева), 2012 г.
УМК под редакцией В.В. Бабайцевой. («Русский язык. Теория» 5-9 класс. В.В Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика» 5 класс. А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева), 2012 г.
В главе «Морфемика и словообразование»
В главе «Морфемика и словообразование»
  • В «Теории» мы видим правила на чередование гласных как а-о, так и е-и, правила представлены очень полно, есть исключения, чего не наблюдалось в предыдущих учебниках, есть цитаты из художественных текстов, яркие примеры употребления корней и условия их написания(иллюстрация соберу-собираю очень наглядна!).

Здесь даже представлен редкое чередование в сочетаниях им/ин.

Чередование гласных а-о
Чередование гласных а-о
Чередование гласных е-и, чередование в сочетаниях им/ин
Чередование гласных е-и, чередование в сочетаниях им/ин
-16

Не названы лишь корни плав-плов и твар-твор, и нет перечисления всех корней с чередованием на е-и, однако общее правило обозначено.

  • В «Практике» даны разноплановые упражнения для каждой группы корней, а также есть частные упражнения для отдельных пар корней, например, лаг-лож, бер-бир и т.д. А также есть краткое повторение орфограмм:
-17

В итоге

Таким образом, мы видим: класс один-5, тема одна, но учебники различаются, все представлено по-разному, значит, и знания у детей, обучающихся по разным учебникам, будут разные?

-18

Как учить и где учить, вопросы открытые, но мы немного пролили на это свет.

«Надо много учится, чтобы знать хоть немного.»
Шарль Луи Монтескье