Найти в Дзене

Сказка

Фонтан Сказка. Сочинский дендрарий
Фонтан Сказка. Сочинский дендрарий

Представьте, что вдруг так случилось, что вас зимой занесло в Сочи. И вы маетесь и не знаете, чем себя занять, потому как на лыжах не катается и не растет кокос. Предлагаю сходить в Сочинский дендрарий. И даже зимой там есть чему поразиться не важно с экскурсоводом или без. В верхнем парке найдите фонтан «Сказка» и постойте возле него пару минут, а я вам много интересного про него расскажу.

Путеводитель, который вы прихватили с собой, сообщит вам, что перед вами единственный в нашей стране и в ближнем зарубежье образец белокаменного литья, что фонтан этот установили в 1969 году и что автор скульптурной композиции В.Ф. Богатырев. Отложите путеводитель и послушайте. И вы узнаете, что история создания этого фонтана, это почти как экскурсия в историю собственной страны.

Фонтан Сказка. Сочи
Фонтан Сказка. Сочи

Белокаменное литье – уникальная технология, которая появилась в 30-х годах XX века благодаря грандиозной стройке Дворца Советов. Для того чтобы соорудить это чудовищное (на мой взгляд) здание было создано «Управление строительства Дворца Советов», в стенах которого денно и нощно задавались вопросом, из каких материалов всё это строить. Именно там придумали самую прочную (на тот момент) в мире марку стали. Там же придумали и технологию каменного литья – надо было же чем-то этот Дворец облицовывать. При высокой (до полутора тысяч градусов) температуре расплавляли камень и заливали его в нужные формы. А белым он уже становился благодаря различным примесям. Тогда, в 1932 году для этих целей был даже завод построен – «Московский камнелитейный завод», правда через 40 лет он перестал существовать. До войны на заводе отливали только плиты и трубы, а вот художественным литьем занялись только в 1949 году. Собственно, расцвет художественного камнелитейного искусства пришелся на 50-е годы, а потом все быстро о нем почему-то забыли. Вероятно, важнее было лить плиты для метро и трубы для всего остального. Да и всю промышленность перенесли из Москвы на Украину, в город Никополь, поближе к камнедобывающей промышленности. В общем осталось от этого расцвета только фонтан в Сочи, да памятник Шухову Владимиру Григорьевичу в его родном городе Грайворон. Только он не белый, поэтому о нем и не вспоминают. А про Шухова всем напоминает памятник на Шаболовке в виде башни, которая как стояла, так стоит и всегда стоять будет.

Памятник Шухову. Грайворон
Памятник Шухову. Грайворон

Фонтан этот, который «Сказка», пятнадцать лет не знали где установить. Почему – трудно сказать. Готов этот фонтан был 2 марта 1953 года. Дата в общем-то говорящая. Первоначально фонтан предполагалось установить перед Зимним театром в Сочи. Но что-то не срослось. То ли посчитали, что скульптуры Веры Мухиной на фасаде там уже достаточно, то ли вид на море закрывать не хотели. К 1969 году определились. Решили, что скульптура в духе соцреализма очень дополнит дореволюционный антураж и установили это четырехметровое сооружение в аккурат на центральной аллее Худековского парка.

Автору фонтана Владимиру Федоровичу Богатыреву тоже не очень повезло с известностью. В реестре профессиональных художников Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза (XVIII–XXI вв.) значится, что В.Ф. Богатырев родился в 1903 году и что он художник трехмерного пространства. И всё. И совершенно не понятно жив ли он или дата смерти просто не известна. В 1937 году Владимир Богатырев был в числе первого выпуска Всероссийской Академии Художеств. Учился он в классе у Александра Терентьевича Матвеева. Скульптуру – Мальчик, вынимающий занозу – в Никитском ботаническом саду помните? Так вот Матвеев её создал аж в 1923 году. Тема дипломной работы Владимира Федоровича была – Мотив фонтана.

Буквально на другой же день после окончания войны началась реставрация здания Адмиралтейства в Ленинграде. В течение 1945—1947 годов силами военно-строительных организаций были отремонтированы крыша и фасады здания. В то же время Ленинградское отделение Союза художников СССР создало группу из одиннадцати скульпторов, в числе которых был и Богатырев для реставрации рельефов и статуй здания. Эта работа продолжалась до 1952 года. Где-то в это же время скульптор начинает работать еще и на Ломоносовском фарфоровом заводе.

Там он работает в паре с Галиной Сергеевной Столбовой. С его работой на ЛФЗ связана очень занимательная история. Дело в том, что еще до войны на заводе была разработана скульптурная группа под названием «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». На ней Отец народов был изображен с тремя детьми — двумя мальчиками и одной девочкой. Доподлинно неизвестно, сколько опытных образцов группы успели сделать перед войной, но в любом случае, по мнению экспертов, их число измерялось единицами. После войны серию решили продолжить, но случилась заминка: поскольку у самого Сталина как раз и было двое сыновей и одна дочь, то в свете пленения и смерти Якова Сталина в немецком тылу композиция могла показаться двусмысленной. Выход был найден простой: из скульптуры было решено «изъять» одного из двух мальчиков. Сделать это без нарушения композиции было нельзя, и деликатное дело создания новой версии скульптуры доверили Столбовой и Богатыреву. Те оставили практически нетронутой первоначальную фигуру Сталина, лишь развернув ее зеркально справа налево. Позже они продолжили серию фарфоровых статуэток на тему «счастливого детства». Собиратели и антиквары точно знают, что Богатырев создал такие статуэтки как «Юный мичуринец», «Девочка со скрипкой» и еще в том же духе около семи наименований.

Изделия ЛФЗ
Изделия ЛФЗ

Потом в его творческой биографии был фонтан, а последнее упоминание о скульпторе относят к 1955 году, когда он участвовал в выставке Ленинградского Союза художников.

Пытливые краеведы говорят, что Владимира Федоровича была мастерская на ул. Пионерской, д. 18 в здании бывшего военно-инженерного училища. Есть еще знатоки, которые утверждают, что в 1956-1964 гг. он работал преподавателем в студии ДК им.Кирова. А дальше никому и ничего неизвестно.

Вот собственно и всё. А я в который раз убеждаюсь, что, начав копаться в истории парков, можно откопать изумительные жемчужины.